Государство продаст 20% акций “Волготанкера”


Вчера стало известно о том, что 11 февраля премьер Михаил Фрадков подписал дополнения к плану приватизации на 2005 г. В список попали в том числе и 20% акций “Волготанкера”. Экспертов такое решение изумило. Начальник центра анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Сергей Суверов напоминает, что это решение принято в разгар налогового скандала вокруг компании. В августе 2004 г. прокуратурой Самарской области было возбуждено уголовное дело по обвинению руководства “Волготанкера” в уклонении от уплаты налогов на сумму 300 млн руб. в 2002–2004 гг. А в декабре 2004 г. управление Федеральной налоговой службы по Самарской области предъявило “Волготанкеру” налоговые претензии за 2001 г. на сумму 715 млн руб. В январе в обеспечение этих требований на имущество пароходства был наложен арест.

Аналитик Brunswick UBS Дмитрий Виноградов оценивает стоимость госпакета в $15–20 млн. “Но с учетом налоговых претензий цена может упасть до $10–12 млн”, – считает он. Впрочем, начальник аналитико-информационного центра судоходной компании “НовоШип” Юрий Песков полагает, что налоговые претензии к “Волготанкеру” могут и не снизить цену госпакета. “Волготанкер” красиво и эффективно отбивался от претензий региональных властей, с которыми у него не было взаимопонимания”, – говорит он.

“На наш взгляд, цепочка всех последних событий, включая появление “Волготанкера” в списке приватизируемых предприятий, – это безупречно спланированная игра, направленная на снижение цены госпакета компании”, – заявил вице-президент “Волготанкера” Андрей Клейменов. Про его словам, менеджмент компании не намерен приобретать госпакет: “Сейчас не самое лучшее для этого время”.

О сроках продажи госпакета пароходства пока не известно. В Росимуществе отмечают, что аукцион по “Волготанкеру” будет организован после того, как выяснится, будут ли Росимуществу переданы от РФФИ полномочия по определению стартовой цены продаваемых госпакетов. “Вопрос близок к решению, и мы рассчитываем, что все станет понятно до конца первого полугодия”, – сказал “Ведомостям” руководитель профильного управления Росимущества Иван Аксенов. Ситуацию с налоговыми претензиями он не стал связывать с готовящейся продажей. “Проект дополнений в план приватизации готовился полгода назад”, – отметил он.

Виноградов из Brunswick считает, что налоговые претензии к “Волготанкеру” – “самодеятельность местных налоговых органов” и не связаны с продажей госпакета. Он говорит, что в покупке госпакета будет в первую очередь заинтересован менеджмент компании, владеющий остальными акциями “Волготанкера”, – ему невыгодно допустить присутствие в числе акционеров сторонней структуры. Но Суверов из Газпромбанка допускает, ситуацией могут воспользоваться конкуренты – крупнейшие российские нефтеналивные пароходства. “Они могут купить 20% акций “Волготанкера” для доступа к информации или для переговоров о покупке большего пакета”, – считает Суверов.

Источник в одном из пароходств среди возможных претендентов на госпакет называет Волго-Балтийскую компанию, Palmali или Московское речное пароходство. Представитель Волго-Балтийской компании Владислав Ощепков узнал о приватизации госпакета от “Ведомостей” и затруднился ответить, кто может претендовать на его покупку. В компании Palmali от комментариев воздержались. Связаться с представителями МРП вчера не удалось.