НДС по-быстрому


Сейчас компании могут выбирать метод уплаты налога на добавленную стоимость – большинство платят налог в бюджет после получения денег от покупателей, и лишь некоторые – после отгрузки товара. Уже в марте Минфин предложит правительству обязать всех перейти на первый из этих методов, заявила вчера “Интерфаксу” замдиректора департамента налоговой политики Минфина Наталья Комова: “Налог будет начисляться сразу после выставления счета-фактуры”.

Чиновники собираются изменить и порядок вычета НДС. Сейчас компании платят его дважды: поставщикам – в составе цены приобретаемых у них товаров и услуг, а бюджету – после продажи произведенной из них продукции. Разницу (вычет) между уплаченным поставщикам и уплаченным в бюджет НДС государство возмещает. Получить вычет до расчетов с поставщиками нельзя. В подготовленных к заседанию правительства материалах Минфина предлагается возмещать НДС независимо от того, произведена ли оплата товара, говорит знакомый с документом правительственный чиновник. “Но если мы решаемся перейти на новый порядок возмещения, то, учитывая удельный вес фиктивных счетов-фактур, есть риск неправомерного возмещения, что приведет к дополнительным потерям бюджета”, – сетует Комова. Условия возмещения НДС не должны радикально меняться, считает сотрудник Федеральной налоговой службы, иначе бюджет понесет потери.

Если условия уплаты и возмещения НДС не будут симметричными, то компании, дающие покупателям рассрочку оплаты, понесут ощутимые потери. “Придется изыскивать дополнительные оборотные средства, беря кредит на сумму подлежащего уплате НДС”, – говорит директор по информации “Объединенных машиностроительных заводов” Андрей Онуфриев. При рассрочке оплаты в среднем на один месяц и стоимости рублевого кредита примерно в 10% годовых налогоплательщик заплатит за это примерно 0,8% от суммы налога в бюджет, добавляет финдиректор Заволжского моторного завода Александр Конюхов. “Получится, что отгрузив 16 авиадвигателей военным, которые рассчитаются за них только в конце года, я сам себя наказал”, – сетует Юрий Елисеев, гендиректор московского завода “Салют” (производит газотурбинные двигатели). “Мы поддержим переход на уплату НДС после отгрузки, только если условия вычета будут симметричными”, – резюмирует директор департамента Минэкономразвития Саид Баткибеков.

Минфин надеется, что сможет предотвратить незаконное возмещение НДС при помощи контроля за перечислением налога между предприятиями. Ведомство Алексея Кудрина отказалось от идеи создания системы электронных реестров счетов-фактур, сказала Комова: на нее потребовалось бы порядка 30 млрд руб., а “подсчитать эффект в плане доначисления дополнительных сумм при этой системе пока не удается”. Вместо того чиновники хотят отслеживать движение НДС при оплате товаров с помощью банков.

В платежных поручениях компании будут выделять сумму НДС, банки передадут информацию об НДС-потоках ЦБ, которому придется “эту информацию по банкам собирать и передавать в готовом виде в ФНС”, рассказывает Комова.

Высокопоставленный сотрудник Центробанка сильно удивлен намерением возложить на его организацию функции налоговых органов. “ЦБ помогает организациям осуществлять между собой денежные расчеты, не контролируя их содержание”, – говорит сотрудник ЦБ. Эта система не имеет смысла, уверен руководитель экспертного совета по налоговому законодательству Госдумы Михаил Орлов: “Сведения о расчетах между компаниями не помогут налоговикам определять сумму НДС, подлежащего уплате в бюджет, поскольку они не знают их затрат”. Доначислить по этим данным налоги чиновники не смогут – они пригодятся только для анализа ситуации, соглашается Вадим Зарипов из юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”. Впрочем, хорошо уже то, что чиновники отказались от идеи электронных реестров счетов-фактур, говорит Дмитрий Костальгин из “Русфининвест-Аудит”: она потребовала бы от компаний гораздо больших затрат.