Аэропорты ждет ревизия


В понедельник Росимущество оспорило в Федеральном арбитражном суде Московского округа договор аренды “Ист Лайном” взлетно-посадочных полос в аэропорту “Домодедово”. “Ист Лайн” оспаривать вердикт судей не намерен. Теперь обе стороны собираются переоформить договор, записав в него более высокие арендные платежи. А вчера Росимущество объявило, что “приведение арендных отношений в правовое и экономическое соответствие” ожидает все аэропорты страны.

Проверке подвергнутся все аэропорты сначала в Москве, затем по всей России, говорит пресс-секретарь Росимущества Лариса Усанова. Сроки начала проверки, по ее словам, еще не определены. Впрочем, один из сотрудников этого ведомства отметил, что чиновники давно хотят получать больше доходов с аэропортов. Но они не могут определиться, как унифицировать взаимоотношения с ними. “До сих пор не понятно, что это должно быть – договоры аренды, совместного использования или концессии”, – сетует чиновник.

Представитель одного из региональных аэропортов сказал “Ведомостям”, что Росимущество уже проинформировало авиаторов о своих планах и начало переговоры по новому договору. Правда, опрошенные “Ведомостями” представители аэропортов не считают, что проверка может привести к пересмотру арендных соглашений. “Мы готовы к проверкам”, – говорит гендиректор аэропорта “Внуково” Виталий Ванцев. “Наши позиции обоснованны, – вторит ему исполнительный директор компании “Ренова-Проект” (управляет аэропортом “Кольцово” в Екатеринбурге) Алексей Бельтюков. – Если кто-то хочет это проверить, пусть приходит и проверяет”.

Бельтюков говорит, что “Кольцово” забирает себе сборы за взлеты и посадку, расплачиваясь за это тем, что поддерживает полосы в рабочем состоянии. “Но с учетом этих затрат прибыль с полос у нас практически нулевая”, – заметил Бердиков. Точную сумму этих затрат он называть не стал. Но, по словам источника, близкого к “Кольцово”, в 2004 г. эти расходы составили более 100 млн руб.

Финансовый директор новосибирского аэропорта “Толлмачево” Сергей Ченчиков говорит, что арендное соглашение по самому аэродрому было расторгнуто с “Толмачево” два года назад по инициативе местных властей. “С тех пор мы безуспешно обращаемся в Росимущество и Минтранс с просьбой подписать арендное соглашение, но ответа до сих пор нет, – отмечает Ченчиков. – По факту мы ею не управляем, но содержим”. В последние три года “Толмачево” ежегодно из собственных средств тратило на содержание федерального имущества в аэропорту 100–120 млн руб., в этом году “Толмачево” готово увеличить эти расходы до 150 млн руб.

А Ванцев говорит, что “Внуково” перечисляют сборы за взлеты и посадки самолетов напрямую собственнику – ФГУП “Администрация гражданских аэропортов”. “Внуково” работает по договору об эксплуатации, и его обязательства перед государством – это поддержание полос в надлежащем состоянии. За 2004 г., по словам Ванцева, эти расходы составили у “Внуково” порядка 15 млн руб.

Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак считает оправданным пересмотр арендных отношений с аэропортами. Но лишь в том случае, если это будет сделано на основании одинакового для всех механизма.