Дисконт за незрелость


В прошлом году “Почта России” продала свою долю в “ЕМС Гарантпост” другим владельцам компании за $2 млн. Об этом “Ведомостям” рассказал первый заместитель гендиректора “ЕМС Гарантпост” Александр Алдонин. Пресс-секретарь “Почты России” Ирина Механик отказалась комментировать условия сделки. Однако в распоряжении “Ведомостей” есть платежные документы, согласно которым за доли “ЕМС Гарантпост” “Почта России” и ее структуры получили 58 млн руб.

Ранее почтовики объясняли решение о выходе из “ЕМС Гарантпост” недовольством схемой распределения доходов компании. В еще в 2002 г. гендиректор “Международного почтамта” Игорь Сырцов жаловался на то, что почтовое ведомство получило от “EMC Гарантпост” всего 2,8 млн руб. дивидендов. А в 2003 г. Сырцов был назначен гендиректором “Почты России”, которая решила заняться экспресс-доставкой сама.

Другие участники рынка экспресс-доставки затруднились прокомментировать столь скромную сумму, уплаченную за “ЕМС Гарантпост”. Они значительно разошлись даже в оценке объемов рынка – от $75 млн в 2004 г., по версии “ЕМС Гарантпост”, до “существенно выше $100 млн”, по данным DHL, и порядка $300 млн согласно “Почте России”. Гендиректор UPS по России Иван Шацких говорит, что 90% рынка экспресс-доставки в России контролируют члены Ассоциации экспресс-перевозчиков, в которую входят участники “большой четверки” – DHL, UPS, TNT и FedEx, а также курьерская служба “Руско” и “Сити Экспресс”.

Редактор сайта “Телеком в России” Алексей Кондрашов говорит, что в 2003 г. чистая прибыль “ЕМС Гарантпост” составила 32,8 млн руб., согласно отчету по российским стандартам. Эксперты считают, что “Почта России” продала свой пакет “ЕМС Гарантпост” крайне дешево. Представитель международного оператора считает выгодным приобретение за $2 млн 60% компании с оборотом $33,5 млн. По данным информационного агентства M&A, соотношение стоимости компании к ее годовой выручке в сделке по “EMS Гарантпост” составило 0,1, хотя для компаний уровня FedEx и UPS оно составляет 1,15–1,25, а для Deutsche Post – 0,42. Это несоответствие управляющий партнер M&A Юрий Игнатишин объясняет высоким страновым риском России и тем, что “ЕМС Гарантпост” лишилась привилегии обработки международных почтовых отправлений в рамках системы EMS и связанных с ней доходов. Однако, по словам Алдонина, оборот “ЕМС Гарантпост” вырос за 2004 г. на 25,5%, несмотря на выход компании из системы ЕМС в середине года.

Аналитик “ФИНАМа” Олег Шенкер связывает низкую стоимость пакета “ЕМС Гарантпост” с неразвитостью российского рынка. По его словам, лидирующие позиции на нем занимают операторы “большой четверки” и российским компаниям приходится соперничать с ними ценой. “При этом барьеры для входа на рынок практически отсутствуют, – говорит он, – и новые компании всегда могут перехватить заказы у старожилов рынка”. Поэтому, объясняет аналитик, “ЕМС Гарантпост” или другая компания могут в одночасье лишиться своих доходов.