IN VINO VERITAS: На смерть поэта


В Южной Африке часто забываешь про левостороннее движение, и кажется, что водитель везет тебя по встречной полосе. На прошлой неделе, когда Тибор Гал в очередной раз прилетел в Кейптаун, он забыл про эту особенность полюбившейся ему страны. Возвращаясь домой после ужина, он разбился насмерть. …

Тибор Гал, венгр по национальности, был одним из самых талантливых виноделов ХХ в. Несмотря на мнение Хью Джонсона о том, что Венгрия обладает самой богатой в Европе винодельческой традицией после Франции, Германии и Италии, венгерских виноделов не приглашали ни в одно из великих винных хозяйств вышеупомянутых стран. А Тибор Гал занял должность главного винодела итальянского Tenute dell’ Ornellaia – имения, в котором маркиз Лодовико Антинори создал супертосканские вина Masseto и Ornellaia.

Тибор Гал не стал итальянцем. В 1993 г. он совместно с еще одним “супертосканским” революционером, Николо Иншиза делла Роккетта, а также владельцем крупной немецкой дистрибьюторской компании Alpina Буркардом Бофензипеном основал в Венгрии винодельческое предприятие GIA. Тибор Гал любил холмы Тосканы, но верил, что на холмах Эгера тоже можно производить прекрасное вино. Он был неутомимым человеком. И убедил инвесторов в необходимости инвестиций, за 10 лет создав мощное хозяйство с почти 38 гектарами виноградников и 2600 квадратными метрами производственных мощностей.

Когда барон Александр фон Эссен, известный западноевропейский винный дистрибьютор, начал работу над южноафриканским проектом Capaia, Тибор Гал согласился стать его главным виноделом. Ему нравилось работать с французским дубом – новые дубовые бочки не в последнюю очередь определяли стиль Tenute dell’ Ornellaia и его венгерской винодельни. Для оснащения ферментационного цеха Капайи Тибор Гал решил закупить самые дорогие дубовые чаны, для чего фон Эссен разместил во французской компании “Тарансо” крупнейший в истории бондарного производства заказ. А потом – впервые в истории виноделия – Тибор Гал начал эксперименты по выдержке вина в бочках из древесины 150-летнего французского дуба, прошедшего четырехлетнюю выдержку.

Он любил придумывать и мастерить. А еще он любил детей, которых у него было (а теперь без него осталось) четверо.

Виноделы, как правило, живут долго. Поэты, напротив, недолго. Казалось, что Тибор Гал был больше винодел, чем поэт, но его смерть доказала обратное.