Вся Сибирь “Газпрому”


Правительственные чиновники в последнее время настроились на введение барьеров для желающих осваивать российские недра. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев заявил, что компании, принадлежащие иностранцам на 51% и более, не будут допущены к “стратегически важным объектам”. Позавчера он не исключил расширения запретного списка за счет месторождений Восточной Сибири, выставляемых на торги в этом году. “В каких-то случаях это может быть оправданно”, – поддержал вчера коллегу министр экономического развития Герман Греф.

“Газпром” предложил пойти еще дальше. Вчера на парламентских слушаниях в Госдуме член правления монополии Василий Подюк заявил, что “базовые” газовые месторождения нужно отнести к специально созданному федеральному фонду, а участки недр из него распределять решением правительства. Причем при допуске инвесторов к разработке этих месторождений кабинет министров должен учитывать “присутствие государства в акционерном капитале недропользователя”. Газовики считают, что аукционы на право пользования недрами нужно проводить в два этапа: на первом отбирать претендентов с наиболее современными технологиями и привлекательными инвестиционными программами, а на втором – устраивать для прошедших “квалификацию” закрытый аукцион. Продажу прав только на открытых аукционах, как предлагает МПР в проекте нового закона о недрах, “Газпром” “считает нецелесообразным”, заявил Подюк. “Это официальная позиция “Газпрома”, – подтвердил “Ведомостям” представитель монополии.

Чиновники вчера предпочли не комментировать инициативы монополии. Эти предложения пока не поступали в правительство, утверждает пресс-секретарь премьер-министра Александр Жаров. В Минприроды и Минпромэнерго пока не знакомы с планами монополии. Но президент Института энергетической политики Владимир Милов считает, что предложения “Газпрома” представляют собой новую государственную политику. “По-видимому, такова генеральная схема: эксклюзив и контроль остается за госкомпаниями, а иностранцев пускают на миноритарные роли с единственной целью – привлечь деньги”, – рассуждает он.

Между тем “Газпром” претендует на лидерство не только в новых проектах. Похоже, ему удалось поставить под контроль реализацию Ковыктинского проекта. Чиновники несколько месяцев назад пригрозили держателю лицензии “РУСИА Петролеум” (контрольным пакетом акций которой владеет ТНК-BP) ее отзывом из-за срыва сроков ввода месторождения в эксплуатацию. Вчера ТНК-BP объявила, что уже готова разрабатывать Ковыкту без экспортного трубопровода и поставлять газ на внутренний рынок, хотя раньше настаивала на строительстве трубы в Китай. Вице-президент ТНК-BP по развитию перспективных газовых проектов Алистер Фергюссон заявил, что компания согласовала с Минприроды лицензионное соглашение по Ковыктинскому месторождению. А другой представитель компании пояснил “Ведомостям”, что в документе передвинули сроки ввода месторождения. По новому плану в 2006 г. с Ковыкты начнутся поставки газа на внутренний рынок, а экспорт пойдет через “Газпром”, когда монополия построит трубу.

Пределы господдержки “Газпрома” должны быть разумными, полагает аналитик “Тройки Диалог“ Валерий Нестеров: “Все-таки монополия и эффективность – это разные вещи”. Даже если “Газпром”, на долю которого приходится 86% российской добычи газа, сумеет получить контроль над свободными сейчас месторождениями, ему со временем придется привлекать к их освоению иностранные компании на условиях проектного финансирования, уверен эксперт. Опрошенные “Ведомостями” нефтяные компании отказались комментировать новые планы “Газпрома”.