ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Без Даурского


Громкий брэнд будет сохранен. Холдинг “Объединенные кондитеры”, который создают группа “Гута” и правительство Москвы, планирует выпускать конфеты под маркой “Красный Октябрь” на площадке концерна “Бабаевский”, где в 2005 г. начнется строительство новых корпусов.

В любом случае это будет уже новая фабрика, без той обаятельной атмосферы, которую образуют промышленные интерьеры XIX в., социалистический менеджмент и западное оборудование. И ею не будет руководить харизматик Анатолий Даурский. Оттесненный от оперативного руководства “Красным Октябрем” два года назад, в понедельник Даурский умер в возрасте 71 года.

За два десятилетия Даурский, проживший вместе с “Красным Октябрем” 39 лет, превратил “флагман социалистической индустрии” в кондитерскую группу, которая успешно отбила натиск таких мировых гигантов, как Nestle, Mars и Kraft.

В 1990-х журналисты часто сравнивали Даурского с Борисом Ельциным. Они и правда в чем-то были похожи: внешняя простота, способность к моментальным, непредсказуемым решениям. В 1994 г. Даурский воспользовался визитом на “Красный Октябрь” министра финансов США Бента Ларсена, чтобы продать американцу одну акцию своей фабрики. Новость об этом была растиражирована крупнейшими мировыми СМИ. А в 1998 г., когда после августовского дефолта большинство иностранных компаний побежали из России, Даурский дешево купил у Kraft Foods Кондитерскую фабрику им. Самойловой в Санкт-Петербурге.

“Он мог работать под простачка, любил пошутить”, – рассказывает Виктор Шаршапин, президент ассоциации кондитеров “Асконд”, к созданию которой приложил руку Даурский. Когда началась перестройка, он ввел обращение “господа-товарищи”.

Дверь в кабинет Даурского всегда была открыта. На вопрос “почему?” президент “Красного Октября” отшучивался: “Воздуха больше”. А чтобы посетители не засиживались, он оставлял открытой и форточку – по его словам, “зимой холодно, а я привык”.

Простачком Даурский, конечно, не был. Его железную хватку соперники почувствовали в 1995 г., когда была предпринята первая попытка отобрать у него “Красный Октябрь”. Позже она вошла в учебники по защите от недружественного поглощения, а Юрий Мильнер, проигравший тот матч Даурскому, рассказал о ней в книге “Первый публичный тендер в России. Уроки “Красного Октября”.

“Я пришел на “Красный Октябрь” в 1993 г. Тогда у Даурского было искреннее желание сделать фабрику наиболее продвинутой компанией, но он не знал как”, – рассказывает бывший директор “КО-Финансы” Павел Черепанов, отвечавший за корпоративные финансы фабрики. “Узнать как” невольно помог банк МЕНАТЕП. В 1995 г. инвестиционная компания “Альянс-МЕНАТЕП” объявила о скупке акций “Красного Октября”. Как позже рассказывал Мильнер, работавший тогда гендиректором “Альянс-МЕНАТЕПа”, 11 июля 1995 г. его компания через The Moscow Times предложила всем акционерам холдинга продать акции по $7,5 за штуку, при том что на бирже за акцию давали $6. В объявлении была сделана оговорка о том, что “Альянс-МЕНАТЕП” оплатит акции холдинга лишь в том случае, если соберет 51%-ный пакет. Неделю спустя цену покупки пришлось повысить, а еще через неделю рейдер, собравший вместо контрольного пакета 10% акций, объявил о возврате бумаг их прежним владельцам.

Даурский отразил атаку, заключив два важных соглашения – “с Credit Suisse, который согласился финансировать нашу защиту, и с [мэром Москвы Юрием] Лужковым, который пообещал политическую поддержку”, вспоминает Черепанов. И когда МЕНАТЕП поднял цену покупки до $11 за акцию, “Красный Октябрь” выставил встречное предложение – по $12. “Учитывая поддержку Лужкова, стало понятно, что поглощение не имеет ни экономического, ни политического смысла”, – говорит Черепанов. А в одном из пособий по отражению корпоративных атак приводится еще одна подробность той схватки: Даурский заключил с большинством сотрудников договор “золотого парашюта”. В случае прихода на фабрику новых хозяев всем работникам должны были быть выплачены огромные компенсации. Это увеличивало стоимость “Красного Октября” для рейдера в три раза.

“Красный Октябрь” при Даурском стал не только хрестоматийным примером удачной защиты от поглощения. Компания одной из первых в России перешла на международные стандарты финансовой отчетности, а в 1997 г. провела частное размещение своих акций среди российских и иностранных портфельных инвесторов, заработав около $20 млн.

“В первый раз в жизни я получил такие огромные деньги”, – восторгался Даурский. Но очень скоро, по словам Черепанова, у Даурского пропал интерес к созданию публичной компании. Он начал скупать региональные фабрики и формировать кондитерский холдинг.

“Даурский был одним из немногих “красных директоров”, которые старались понять, что происходит в стране, и адаптироваться, – рассказывает Яков Уринсон, в 1997–1998 гг. работавший министром экономики. – Он не охаивал перемены в стране, а активно включался в процесс”.

Даурский не испытывал ностальгии по советским временам. “В последние годы советской власти очень много времени уходило на различные заседания, совещания”, – с раздражением вспоминал он в 1997 г. И однозначно резюмировал: “Сегодня работать интереснее”.

“Анатолий был очень скромным человеком. Мог стать олигархом, но не стал. Для него главным были производство и люди. Он собрал на предприятии самый профессиональный рабочий класс”, – говорит Зураб Хубулава, который, как и Даурский, проработал в кондитерской отрасли почти 40 лет. “Многие считали, что Даурский отстает от рыночного мышления. Это молодежь пусть перестраивает менеджмент, Даурский удержал производственную базу и имя “Красный Октябрь”, – говорит Хубулава.

Но отстоять самостоятельность компании Даурскому все-таки не удалось. В 90-х он фактически контролировал “Красный Октябрь”, владея миноритарным пакетом акций. Но в 2002 г. у “Красного Октября” появился новый хозяин: группа “Гута” выкупила у иностранных акционеров около 30% акций. По словам Хубулавы, к этому времени у Даурского уже не было сил и нервов отстаивать фабрику. Он, например, отказался покупать пакет, который в итоге достался “Гуте”. “Он ушел в себя, и его волновало только благополучие людей, работающих на “Красном Октябре”, – говорит Хубулава. “Рано или поздно это [поглощение] должно было произойти. Это понимали все, включая Даурского. Но он очень болезненно переживал неизбежные перемены на “Красном Октябре”, – рассказывает Черепанов.

Новые акционеры поручили Даурскому заниматься стратегическим планированием “Объединенных кондитеров” и переводом “Красного Октября” на новую площадку. “Иностранные акционеры предлагали Даурскому заняться стратегическим планированием еще в 2001 г., но Даурский тогда не смог отойти от ежедневного менеджмента, ему необходимо было лично контролировать работу фабрики”, – говорит Черепанов.