МИГРАЦИЯ: Пар мирового котла


Население России в течение ближайших 40 лет может сократиться почти вдвое. При сохранении нынешних темпов рождаемости уже в этом десятилетии каждый третий россиянин будет пенсионером, а значит, возрастет социальная нагрузка на работоспособных граждан и экономику страны в целом.

Сохранение подобной демографической ситуации поставит точку на программах модернизации экономики, борьбе с бедностью, повышении жизненного уровня. Решение проблемы кроется в стимулировании трудовой миграции. Необходимость омоложения населения просто не оставляет альтернативы.

Речь идет не о временном кризисе, по завершении которого все встанет на свои места и Россия вернется к расширенному воспроизводству населения, а об устойчивых переменах в массовом демографическом поведении. Они охватили население практически всех государств Европы, а также США, Канады, Японии.

В России темпы старения и сокращения численности населения приобретают поистине угрожающий характер. По экспертным оценкам, при нынешней динамике рождаемости к 2007 г. от сегодняшних 145 млн россиян останется 140 млн, а к 2045 г. – 70–90 млн человек.

Экономическая статистика свидетельствует, что в 2000 г. 6% российских предприятий не могли заполнить имевшиеся вакансии, а в 2001 г. дефицит рабочей силы испытывали уже 27% предприятий. Неудовлетворенная потребность в работниках в конце 1998 г. составляла 328 000 человек, а в 2001 г. – уже 890 000.

При наиболее благоприятном сценарии для сохранения хотя бы сегодняшней численности населения Россия должна ежегодно принимать 700 000 иммигрантов.

Сегодня, согласно данным Международной организации труда, число трудовых мигрантов в нашей стране приближается к 5 млн, что составляет примерно 7% экономически активного населения. При этом лишь около 400 000 трудовых мигрантов являются официально зарегистрированными.

Широко распространенные в принимающих странах опасения, что приток малоквалифицированных трудящихся-мигрантов приведет к снижению уровня заработной платы и занятости, оказались практически необоснованными. В большинстве случаев экономическое влияние иммиграции на принимающие страны в основном имеет положительный характер.

Богатеющие общества с более высоким уровнем образования и квалификации и быстро растущим средним классом неизбежно нуждаются в пополнении “низа” социальной пирамиды за счет притока извне менее квалифицированных и менее притязательных работников. Именно эта необходимость подпитки нижнего уровня социальной пирамиды создает острый дефицит рабочей силы и является еще одним мощным стимулом процесса трудовой миграции.

Не секрет, что во всех принимающих европейских странах, включая Россию, трудовые мигранты выполняют прежде всего ту работу, на которую по причинам невысокой оплаты и низкой престижности не соглашаются коренные жители. Чаще всего это такие секторы, как сельское хозяйство, строительные и ремонтные работы, общественный транспорт, здравоохранение, некоторые другие виды услуг.

Но международная миграция – это не только механизм демографической и экономической подпитки депопулирующих стран “северного кольца”, дозированной в соответствии с их потребностями. Это еще и один из факторов, который хоть как-то противостоит стремительному нарастанию демографического и экономического дисбаланса между Севером и Югом, позволяя понемногу выпускать пар из перегретого “мирового котла”. И Россия должна это учитывать, во-первых, как значимый участник глобальной политики, во-вторых, как многонациональная страна.

Принимать сотни тысяч человек в год — это задача, которая требует разработки долговременной государственной миграционной политики, обеспеченной адекватным финансированием. И в этом процессе важнейшая роль должна принадлежать всем социальным партнерам, опирающимся на помощь компетентных международных организаций, включая Международную организацию труда.

В России, как и везде в мире, нелегальный характер иммиграции обостряет проблемы, связанные с использованием иностранной рабочей силы. Нелегальные иммигранты заняты в теневом секторе экономики, не приносящем государству налоговых поступлений. Коррумпированные представители власти вымогают у них деньги. Трудовые, социальные права нелегальных иммигрантов не обеспечены. Члены их семей не имеют гарантий получения образования и медицинской помощи.

Для защиты своих интересов они, как и иммигранты в Западной Европе, полагаются на этническую солидарность. Это провоцирует формирование преступных группировок по национальному признаку. Вовлечение иммигрантов в противозаконную деятельность, в свою очередь, способствует усилению ксенофобии в обществе. Использование же в отношении нелегальных иммигрантов полицейских методов приводит лишь к дальнейшему обострению проблемы. Получается замкнутый порочный круг.

К сожалению, в России пока превалируют именно такие подходы. Процесс надзора за миграцией никогда не был системным. Федеральную миграционную службу не раз реорганизовывали, переподчиняли разным министерствам. Подобное отношение к проблеме миграции привело к тому, что в последние годы в нашу страну хлынул стихийный поток низкоквалифицированной нелегальной рабочей силы, расширился сектор теневой экономики, обострилась криминогенная обстановка.

Законодательная база, регулирующая миграционные процессы, начала складываться только в 2002 г. с принятием закона “О гражданстве Российской Федерации”, ужесточающего режим получения российского паспорта. Тогда же вступил в силу закон “О правовом положении иностранных граждан в РФ”, который ввел такие понятия, как “временное пребывание”, “постоянное пребывание”, “миграционная карта”, “миграционная квота”.

Однако в отсутствие адекватных экономических механизмов итоги и перспективы выполнения новых законов особого оптимизма не внушают: объемы собираемых миграционных пошлин выросли незначительно, зато миграционные карты, созданные для ведения статистического учета, стали средством вымогания денег у иммигрантов.

В конце прошлого года вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях. В ходе подготовки законопроекта выяснилось, что штраф за нарушение процедуры оформления иностранца на работу был вдвое ниже, чем стоимость самого оформления. Теперь штрафы за незаконное использование иностранных рабочих увеличились в 100 раз, что, конечно, заставило многих работодателей пересмотреть свое отношение к оформлению нелегальной рабочей силы.

Это действенная мера. Но не программа. И тем более не государственная долгосрочная политика, которая должна быть согласована не только с силовыми ведомствами, но и с профсоюзами и работодателями.

Миграция – это не напасть, а объективный процесс, вызванный политическими переменами 1990-х гг. и изменением границ в Европе и Центральной Азии. С миграцией нужно не бороться, а использовать в своих целях. Это как вода, которую можно собрать в плотину и заставить вращать мельницы или вырабатывать свет. Но для этого нам на государственном уровне нужно определить места строительства таких плотин.