Не выплатил страховку – штраф


Страховщики считают, что Похмелкин занимается саморекламой. “О Похмелкине давно не было слышно”, – объясняет инициативу депутата гендиректор компании “Согласие” Игорь Жук. По его словам, жалобы на страховщиков не носят лавинообразного характера и связаны в основном с непониманием закона об ОСАГО. По данным Российского союза страховщиков, с начала действия закона об ОСАГО на страховые компании поступило около 1000 жалоб. Большая часть претензий касается затягивания сроков выплат и недостаточности их размера. При этом за 2004 г. страховщики заключили 26,1 млн договоров ОСАГО.

Похмелкин, возглавляющий Движение автомобилистов России, вчера внес в Госдуму проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, страховщики и автовладельцы находятся в неравных условиях. С 1 января 2004 г. отсутствие страховки ОСАГО грозит автолюбителю штрафом в 500–800 руб. Между тем страховщики ничем не рискуют, необоснованно отказывая автолюбителю в выплате возмещения и обрекая его на длительные судебные разбирательства, считает Похмелкин.

Поэтому он предложил ввести штрафы и для страховщиков. Страховые компании предлагается штрафовать за различные нарушения правил ОСАГО – неправомерный отказ в выплате страховки, занижение ее размера, нарушение сроков выплаты возмещения. Этими нарушениями дело может не ограничиться. “Представляется целесообразным не закрывать перечень [нарушений], имея в виду изощренные усилия столпов страхового дела по опустошению карманов их клиентов”, – пишет Похмелкин в пояснительной записке.

“Изощренные усилия” должны обойтись должностным лицам страховой компании в 4000–5000 руб. (40–50 МРОТ), а самим страховщикам – в 40 000–50 000 руб. (400–500 МРОТ). По словам Похмелкина, роль страховой ГАИ должна исполнить Федеральная служба страхового надзора, куда клиенты страховщиков могли бы обращаться с жалобами. Именно она по проекту поправок уполномочена рассматривать дела об административных правонарушениях страховщиков по ОСАГО. Похмелкин говорит, что решение ФССН в дальнейшем может облегчить автолюбителям получение страхового возмещения по суду.

Руководитель центра методологического обеспечения “Энергогаранта” Ольга Тапинская считает, что необходимо установить четкие критерии определения вины страховщика. “Не ясно, кто, кроме суда, может определить, занижен или нет размер страхового возмещения”, – говорит Тапинская. Возможность дополнять список нарушений она считает недопустимой.

Президент НСГ Юрий Решетняк называет штрафы “механизмом, распространенным в мировой практике”. Идею штрафов поддержал также руководитель ФССН Илья Ломакин-Румянцев. “Определенный смысл в этом есть”, – рассуждает он.

По словам главы ФССН, у страхового регулятора небольшой набор санкций – предписание, приостановление и отзыв лицензии. “[У ФССН есть] два варианта – пальцем погрозить и уничтожить”, – признается Ломакин-Румянцев. Он считает, что возможность штрафовать нерадивых страховщиков была бы полезна его ведомству. Похмелкин надеется, что проект поправок в КоАП будет рассмотрен Госдумой в весеннюю сессию.