СТРАНА ЧУДЕС: До свидания, Америка


У Сергея Довлатова в записных книжках есть описание маленькой сценки – как он пришел навестить больного Бродского. И ляпнул от смущения вполне неуместное: “Вы тут болеете, а зря, тут у нас Евтушенко выступает против колхозов”. Бродский еле слышно ответил: “Если он против, то я – за…”

Это я, собственно, насчет вчерашнего Буша, который прилетел в Европу и начал рассказывать про будущее России в семье европейских народов. “Мы должны напомнить России, что выступаем за свободную прессу, жизнеспособную оппозицию, реальное разделение властей и главенство закона”, – сказал Буш. Как-то сразу вспомнился Ирак, так и не найденное там оружие массового поражения, а также воскресное интервью телеканалу Fox зампреда сенатского комитета по разведке Джея Рокфеллера, который заявил, что еще неизвестно, какая из двух стран больше угрожает миру – Северная Корея или Россия.

Это что же – нас пытаются включить в “ось зла”? И с какой приблизительно целью?

Если высшие американские руководители выступают за демократию, тогда, конечно, оппозиции было бы логично выступить против. А иначе против демократии выступят люди, считающие себя российскими государственниками и патриотами, параллельно с этим странным убеждением продающими чуть ли не родную маму. Получается, что американский президент, опасаясь за судьбы демократии в России, подстегивает сжать кулаки и тиски российское полувоенное начальство, имеющее представление о свободах в рамках воинского устава и выступлений политрука из командного училища.

К сожалению, в сложившихся условиях нашей, прости Господи, оппозиции надо бы держаться подальше от Америки, включая все ее прогрессивные достижения. Если, конечно, она хочет того же, что и Буш, а именно стать жизнеспособной. Разумеется, антиамериканские – как и антифранцузские, антинемецкие или антисемитские настроения – это нехорошо, это нецивилизованно и недостойно ни стран, ни народов, ни властей. Очевидно, что российская демократия и свобода слова нуждается в защите, а российская власть заслужила по крайней мере нескольких гневных филиппик международного уровня. Откровенно говоря, российская власть заслужила и серьезной кадровой перетряски с проведением вдумчивых и открытых расследований в отношении некоторых фигурантов, но украинский вариант у нас пройти не может и не должен. Во-первых, у нас нет никакой внятной оппозиции. Во-вторых, власть в России не может перейти от одного клана к другому на американские деньги. В-третьих, у нас нет и, будем надеяться, не будет Януковича, при появлении которого на подступах к вершине становится уже все равно, чьи деньги играют против.

Но что делать – так уж вышло, что Америка у нас одновременно выступает и в качестве главного защитника демократии, и в качестве мирового жандарма. И у нее отлично получается и то и другое. Видимо, надо просто все время помнить, что имеешь дело с классическим Янусом. С каким его ликом будет иметь дело в Братиславе российская власть – пока не понятно, да и не так уж важно, в конце концов, она сама нарывается. Но было бы полезно, если бы вашингтонским яйцеголовым кто-нибудь объяснил: чем больше Буш переживает за нашу демократию, тем в большей она опасности.