Телекоммуникации в Санкт-Петербурге: Доходные картинки


Большинство российских контент-провайдеров родом из Петербурга. Старший консультант iKS-Consulting Оксана Панкратова объясняет это высокой квалификацией работавших в Петербурге программистов и наличием здесь сильной высшей школы.

На заре своего развития этот рынок не требовал больших вложений. Гендиректор I-free Кирилл Петров вспоминает, что в момент выхода на рынок в штате его компании было пять человек, а сейчас в I-free 100 сотрудников. Два-три года назад для всплеска запросов на свои услуги достаточно было просто выпустить листовок на 100 000 руб., делится воспоминаниями другой участник рынка. У начинающих контент-провайдеров не возникало особых сложностей и с техническим обеспечением своего бизнеса. “Многие контент-провайдеры вышли из интернет-среды, зачастую они начинали работать на платформах собственного производства, постепенно их модернизируя”, – говорит Панкратова.

С тех пор ситуация сильно изменилась. По оценке гендиректора контент-провайдера “ТелеКлик” Дмитрия Балтрукова, первоначальные инвестиции в оборудование для серьезной работы контент-провайдера в Петербурге составят сейчас около $100 000, из которых $20 000 пойдут на программное обеспечение. Однако самая большая статья расходов – реклама. “ТелеКлик”, по словам гендиректора, за год увеличил рекламные вложения в 10 раз, теперь они превышают $100 000 в месяц.

“Начинающему контент-провайдеру потребуются миллионные инвестиции, львиная доля которых пойдет на рекламу”, – согласен Петров. Величину рекламного бюджета в I-free не называют, однако один из аналитиков рынка рекламы сообщил “Ведомостям”, что он в 2004 г. превысил $10 млн и составил примерно половину дохода компании.

Первый заместитель гендиректора контент-провайдера Infon Георгий Замышляев полагает, что с 2002 г., когда рынок начал формироваться, изменилось все, и сейчас, чтобы успешно начать этот бизнес, надо найти свою нишу и аудиторию.

Начальник отдела планирования новых услуг “МегаФона” Максим Евдокимов полагает, что, хотя рынок контент-провайдеров в Петербурге перенасыщен, он не может похвастаться разнообразием. С ним солидарна и специалист по связям с общественностью ОАО “ВымпелКом” Юлия Остроухова. По ее словам, на рынке очень мало компаний, способных разнообразить привычный спектр таких услуг, как картинки и мелодии.

Президент инвестфонда “Система Венчур” Дмитрий Рототаев полагает, что вслед за картинками и мелодиями контент-провайдеры начнут предлагать потребителям аудио- и видеоролики, в том числе собственного производства. “Это очень перспективный рынок, но для его развития каждому провайдеру понадобятся инвестиции в миллионы долларов”, – говорит он.

Кроме затрат на рекламу, жизнь участникам рынка осложняют и отношения с сотовыми операторами. По словам Панкратовой, в стремлении оптимизировать свою работу они выставляют контент-провайдерам все более жесткие требования.

“Выделение одного номера обойдется контент-провайдеру в сумму $500–1500, абонентская плата – несколько сотен долларов ежемесячно”, – говорит Кирилл Шрамко, гендиректор ЗАО “Рустар Холдинг“ (брэнды infon и “Агрегатор”). По словам Балтрукова, абонентская плата может достигать $500 в месяц.

Кроме того, сотовые операторы требуют согласовывать с ними рекламу. Например, представлять рекламные материалы за две недели до запуска. “Этот срок слишком велик, если вспомнить, что запуск услуг может происходить и ежедневно, – говорит Шрамко. – А контент-провайдерам, не соблюдающим эти сроки, выставляются жесткие штрафы, размеры которых могут доходить до выручки с номера за месяц”.

Евдокимов из “МегаФона” поясняет, что сотовые операторы лишь “стараются заставить контент-провайдеров инвестировать больше средств в рекламу”. “Ведь до 90% прибыли операторов от сотрудничества с контент-провайдерами генерирует десяток лидеров контент-рынка”, – добавляет он.

А представитель другого сотового оператора объясняет высокие требования к контент-провайдерам тем, что абоненты и правообладатели при возникновении претензий предъявляют их именно операторам.

Сгладить проблемы во взаимодействии с сотовыми операторами берутся так называемые агрегаторы, которые исполняют роль посредников между контент-провайдером и оператором сотовой связи. Это направление деятельности в последний год начали развивать и крупные контент-провайдеры. Например, Infon инвестировал в его создание $300 000. “Никита Мобайл” планирует потратить на свою агрегаторскую деятельность в 2005 г. до $500 000.