Телекоммуникации в Санкт-Петербурге: Телефон для офиса


Телефонная линия корпоративного клиента приносит в среднем в несколько раз более высокий доход, чем линия физического лица, говорит коммерческий директор петербургского филиала “Голден Телеком” Александр Буйлов. По оценке директора по маркетингу “ПетерСтара” Яна Столяра, эта сумма составляет $40–100. Компании, как оптовые покупатели, обеспечивают операторам большую норму прибыли, соглашается он. А прокладка офисных линий требует меньших капиталовложений, чем телефонизация квартир. Корпоративные клиенты несравнимо чаще пользуются и дополнительными услугами, которые не только приносят прибыль, но и служат дополнительным фактором в конкурентной борьбе, пояснил Столяр.

Нет монополии

Если в подключении и обслуживании жилых объектов ПТС остается лидером, занимая больше 90% рынка, то в корпоративном сегменте ее позиции скромнее. “Альтернативные операторы традиционно сильнее на этом рынке, они изначально выходили на него для оказания услуг организациям, – говорит аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева, – качество их услуг, как правило, выше, если коммерческая организация имеет деньги на связь, то она будет пользоваться услугами альтернативного оператора”. Тарифы традиционных операторов регулируются Федеральной антимонопольной службой, что тоже сокращает их долю на корпоративном рынке, полагает эксперт.

Подключение к линии ПТС для физлиц стоит 2542,4 руб., для организаций – 6000 руб. Абонентская плата для коммерческих организаций – 250 руб. в месяц.

В СЗТ свою долю на рынке корпоративных подключений в Петербурге оценивают примерно в 50%. Остальные 50% поделены между компаниями “ПетерСтар”, “Метроком”, “Голден Телеком”, “Петербург Транзит Телеком” и Equant, сообщила пресс-служба компании.

Некоторые сегменты рынка практически полностью заняты альтернативными операторами. Ян Столяр из “ПетерСтара” говорит, что ему неизвестны бизнес-центры класса А и Б, которые обеспечивает ПТС.

Девелоперы привлекают ПТС к подключению бизнес-центров скорее в виде исключения, утверждает Борис Мошенский, гендиректор компании Maris Properties, которая специализируется на консалтинге в сфере коммерческой недвижимости. Как правило, это происходит, если бизнес-центр размещен в реконструированном здании, на которое исторически была выделена номерная емкость ПТС. “Даже если объект подключается к альтернативному оператору, линии ПТС могут предоставляться арендаторам в виде бонуса из-за низкой абонентской платы”, – говорит Мошенский.

При распределении подряда на телефонизацию гостиницы “Андерсен Отель”, вспоминает гендиректор управляющей компании “Петербургская недвижимость” Константин Крюков, рассматривались в основном Golden Telecom и “Метроком. “ПТС не рассматривается вообще, так как работает на устаревшем оборудовании и проводит нерыночную политику”, – говорит он.

ПТС не удается занять лидирующие позиции из-за того, что не вся ее сеть переведена в цифровой формат, утверждает представитель альтернативного оператора. В интервью “Ведомостям” гендиректор СЗТ Владимир Акулич говорил, что уровень цифровизации сети СЗТ по Северо-Западу колеблется в районе 50–60%, в ПТС этот показатель еще ниже – 40%.

За свои деньги

Альтернативные операторы добились успеха, поскольку были готовы брать на себя расходы по телефонизацию больших бизнес-центров, которые считаются самыми выгодными клиентами. Привлекательнее только офисы крупных компаний, занимающие отдельно стоящие здания, но число таких объектов ограничено.

Владельцам бизнес-центров часто вообще не надо платить за их телефонизацию – операторы, как правило, за свой счет устанавливают оборудование и линии на таких объектах, утверждает Константин Крюков из “Петербургской недвижимости”. Эту информацию подтверждает финансовый директор “ПетерСтара” Артур Акопьян. “Но взамен обычно оператор настаивает на подписании долгосрочного и эксклюзивного договора. Кто-то соглашается, кто-то нет”, – уточняет он.

Стоимость телефонизации бизнес-центра класса А, по словам Акопьяна, составляет примерно $100 000, срок окупаемости 2–3 года, однако в последнее время сроки растут. Он отмечает, что за бизнес-центры идет самая жесткая конкуренция.

По словам заместителя коммерческого директора “Метрокома” Виктора Якимова, операторы берут с клиентов абонентскую плату, однако иногда ее заменяют обязательством в определенном объеме использовать международную связь. Повременки при местных разговорах, по его словам, как правило, нет, а абонентская плата за линию начинается от $20.

Комиссионные доходы

На телефонизации офисов зарабатывают и арендодатели. Если подключить большой бизнес-центр через единого оператора, можно получить от него хорошую скидку по тарифам, говорит Борис Мошенский из Maris Properties.

Высокая концентрация клиентов позволяет устанавливать для бизнес-центров более низкие тарифы, чем для одиночных клиентов в городе. В среднем тарифы для бизнес-центров ниже на 30%, сказал Якиманов из “Метрокома”.

А “Охта Групп”, которая владеет четырьмя бизнес-центрами, создала собственного провайдера услуг телефонии и Интернета. “Этот путь эффективнее, так как доходность от аффилированного оператора выше той комиссии, которую возвращает сторонний оператор собственнику объекта”, – говорит зампред правления компании “Охта Групп” Дмитрий Киселев.

Мошенский отмечает, что создание собственного провайдера с подключением к городской сети через одного из операторов довольно распространенный вариант. В этом случае арендодатель может дополнительно заработать за счет высокого трафика, добавляет он.

По оценке Киселева из “Охта Групп”, затраты на создание сети, включающей телефонию, пожарную сигнализацию, охранную сигнализацию и другие системы, могут составлять от $5 на 1 кв. м арендопригодной площади в бизнес-центре класса С до $50 на 1 кв. м в бизнес-центре класса А. В себестоимости коммерческой недвижимости затраты на телефонизацию составляют 5–7%.

По данным компании “Петербургстрой-Skanska”, наибольшие темпы роста в сфере офисной недвижимости пришлись на 2002 г., когда объемы ввода новых офисных площадей удвоились по сравнению с предшествующим годом. В 2003 и 2004 гг. объемы ввода новых офисов росли на 15–20%. Кроме строительства новых бизнес-центров рынок растет за счет гостиниц и появления на рынке новых компаний, которые открывают собственные офисы.