Телекоммуникации в Санкт-Петербурге: “В России телефоны меняют чаще, чем в Европе”


“Евросеть”, крупнейший продавец сотовых телефонов в России, начала развивать свою сеть и в небольших городах. На Северо-Западе компания открыла уже более 100 салонов и занимает, по собственным оценкам, 15% местного рынка. Управляющий Северо-Западным филиалом компании Константин Левин признает, что эти проекты пока не так рентабельны, как освоение рынков городов-миллионников, но и конкуренция в районных центрах слабее.

– Аналитики отмечают, что петербургский рынок уже заполнен. И объем даже несколько уменьшается. Вы согласны с такой оценкой?

– Это не так. Рост есть, но его темп уменьшится. В 2004 г. петербургский рынок вырос на 57%, российский – на 85–90%. В этом году темпы роста не превысят 50%. Основной рост будет наблюдаться на рынке продаж мобильных телефонов. Его обеспечивает тенденция к достаточно частой смене телефонов. В России телефоны меняют чаще, чем в Европе. В среднем раз в девять месяцев.

– Возможны ли в дальнейшем какие-либо скачки в развитии рынка?

– Предпосылок для скачков не вижу. Абонентские базы сотовых операторов увеличиваются, и это влечет за собой рост продаж мобильных телефонов. Когда прирост абонентских баз остановится, темп роста рынка оборудования замедлится.

– Но ведь петербургский рынок близок к насыщению, проникновение сотовой связи достигло уже 89%.

– Надо учитывать, что деньги нам приносят новые абоненты. Когда существующие пользователи меняют номер или оператора, дилер только выигрывает. Рынок продажи услуг сокращается, а рынок продажи оборудования увеличивается. Так будет продолжаться еще года два. Причем рынок оборудования растет быстрее, чем уменьшается рынок услуг.

– Но почему тогда некоторые компании сокращают долю на нем или вообще уходят из Петербурга?

– Меняется структура рынка, усиливается конкуренция. Крупные сети становятся еще крупнее. Например, в ноябре 2002 г. шесть главных игроков контролировали 19% рынка, и их доля росла примерно на 2% в месяц. Так продолжалось до середины 2004 г. Затем доля первой шестерки перестала расти, а вместо нее начался рост доли первой тройки, уже за счет 4-го, 5-го и 6-го места. Несравнимо выросла и конкуренция. Два года назад иметь на прилавке 35 моделей считалось хорошим ассортиментом, а в декабре прошлого года мы продавали в среднем магазине около 90 моделей, в самых больших – до 120 моделей.

– Каков объем петербургского рынка продаж телефонов и подключений?

– В прошлом году в России продано 30 млн телефонов. Из них в Петербурге – около 12%, то есть 3,5–4 млн телефонов. Люди часто меняют трубки, а каждый новый телефон, как правило, дороже предыдущего. Два года назад петербуржцы тратили на телефон порядка $115–118, в прошлом году – около $135, в этом году, наверное, будет $145. Основной рост наблюдается в сегменте телефонов стоимостью $130–200. А телефонов совместно с подключением больше всего продается в сегменте до $130. В Москве средняя цена покупок выше примерно на 10%, и телефоны там меняют чаще.

– Это обусловлено только большей покупательской способностью москвичей или еще и иной культурой потребления?

– Я думаю, что развитость потребительского рынка и более высокий темп жизни обуславливает большие затраты москвичей. Человек, переезжая из небольшого города в Москву, начинает тратить больше, даже если его доходы не выросли.

– По каким критериям вы выбираете города для региональной экспансии?

– В прошлом году мы открывали салоны в городах с населением больше 100 000 человек. В филиалах, где развитие шло давно, были освоены и более маленькие города. Прямая зависимость рентабельности от количества населения есть не всегда. Город, где живет 50 000 человек, может быть не так выгоден для нас, как населенный пункт в 20 000 человек. В том же Нарьян-Маре не больше 20 000 жителей, там достаточно высокие расходы на доставку товаров и управление, но при грамотной организации можно построить рентабельный бизнес.

– А какова стоимость открытия салона в регионах и столицах и как быстро они окупаются?

– В среднем в каждый салон инвестируется около $60 000–70 000. Причем для столиц и провинции инвестиции одинаковые. Сроки окупаемости различаются – в маленьких городах выше текущие расходы. С усилением конкуренции филиалы требуют больших расходов на маркетинг и новые салоны. Нельзя сказать, что бизнес в регионах окупается значительно быстрее.

– Сколько “Евросеть” потратила на региональную экспансию в рамках Северо-Запада?

– До $10 млн.

– Насколько сейчас удачный момент для развития региональных сетей? Аналитики утверждают, что конкуренция на провинциальных рынках усилилась, да и условия уже не те, что пару лет назад. Например, стоимость аренды помещений под салоны выросла в несколько раз.

– Время для того, чтобы стать первым, никогда не бывает упущено. Это вопрос цены, которую готова заплатить компания. Есть регионы, где конкуренция еще слаба, причем их большинство. Одна компания не будет контролировать даже 30% российского рынка, и место для региональной экспансии еще есть. Для регионального развития важны не только деньги, но и технология развития. У нас есть модель бизнеса, которую мы опробовали и можем тиражировать ее в новых городах. Мы пошли в маленькие городки, а остальные пока нет.

– Почему?

– Разные стратегии. Например, “Связной” приходит в новый для себя регион и очень плотно его заполняет. В их сети меньше городов, но внутри городов много салонов. Так минимизируются затраты на дистанционное управление. То, что делаем мы, требует больших затрат и пока не так выгодно. Но мы завоевываем позиции на этих рынках.