Дилеры раскидывают сети


Большой рывок

Дилеры и эксперты автомобильного рынка отмечают резкий рост объемов продаж новых иномарок, который был зафиксирован в 2004 г. По словам независимого эксперта автомобильного рынка Сергея Алексейчука, за счет удвоения рынка импортных машин все основные продавцы иномарок увеличили свои объемы продаж в 1,5–2 раза. Позиции лидеров на этом рынке практически не поменялись. По оценке ассоциации “Российские автомобильные дилеры”, по объемам продаж новых иномарок в России лидирует компания “Рольф-Холдинг” (Mitsubishi и Hyundai), за ней следуют “СП Бизнес Кар” (Toyota и Lexus), “Независимость” (Volkswagen, Ford, Audi), “Мэйджор” (Mercedes, Audi, Toyota, Ford, Volvo, Mazda, Land Rove). По словам Валерия Тараканова, директора по маркетингу “Рольф-Холдинга”, за 11 месяцев 2004 г. оборот компании по сравнению с 2003 г. удвоился и составил $530 млн. В розничной сети компании в 2004 г. было продано 22 250 машин (Mitsubishi, Hyundai), а через дистрибьюторскую сеть по регионам России – еще около 38 000. Крупнейший дилер марок Toyota и Lexus московская компания “СП Бизнес Кар” в 2004 г. продала 16 105 машин (почти на 5000 штук больше, чем в 2003 г.). По словам пресс-секретаря компании Романа Скольского, в 2004 г. компания продала иномарок на $496 млн. Число продаж автомобилей у компании “Мэйджор” выросло с 4000 в 2003 г. до 11 000 в 2004 г. По данным компании “Автомир” (Daewoo, Renault Kia, Skoda, Hyundai, Suzuki, Nissan, “ГАЗ”, Lada), в 2004 г. ее оборот увеличился на 42% и составил $598 млн.

Дилеров вывезли “корейцы”

Дилеры объясняют лидерство “Рольф-Холдинга” и “СП Бизнес Кар” приверженностью к самым массовым брэндам – Hyundai и Toyota, которые лидировали в 2004 г. по объемам продаж на российском рынке. По словам Сергея Курцева из компании “Мэйджор”, лидеры изначально сделали ставку на эти брэнды и вкладывали средства в развитие этих направлений. В числе причин лидерства компании Тараканов из “Рольф-Холдинга” также называет строительство больших торгово-сервисных центров по обслуживанию автомобилей. “Мы не ставим себе цель накопить большой портфель брэндов, – говорит он, – и, начиная работать с новым брэндом, сразу готовим серьезную торгово-техническую базу”. По его словам, некоторые компании, которые ставят цель собрать максимальное количество брэндов, довольствуются минимумом требований производителя к дилерским центрам. Сергей Курцев, директор по маркетингу компании “Мэйджор”, напоминает, что в 2004 г. автопроизводители стали лишать статуса официального дилера за несоответствие требованиям. По словам Алексейчука, в 2004 г. статуса дилера лишились не менее 10 компаний.

Деньги – в строительство

По словам Тараканова из “Рольф-Холдинга”, свободные средства, появившиеся у дилеров из-за быстрого роста рынка, реинвестируются в развитие бизнеса, в основном в открытие новых дилерских центров. По его словам, сумма капитальных инвестиций “Рольф-Холдинга” в 2004 г. в розничные продажи составила около $40 млн, а в 2005 г. планируется потратить $107 млн. “Эти деньги вкладываются в строительство новых дилерских комплексов и складов”, – говорит он. В 2004 г. его компания построила два дилерских комплекса в Москве – “Рольф-Восток” и “Рольф-Химки”, а в 2005 г. планирует построить еще пять дилерских центров – один в Санкт-Петербурге и четыре в Москве. Объем инвестиций в развитие сети компании “СП Бизнес Кар” в 2004 г. составил около $10 млн, а в 2005 г. вырастет до $54 млн. По словам Скольского, эти средства будут направлены в строительство двух торгово-технических центров Toyota и Lexus. “Toyota и Lexus требуют, чтобы их марки продавались отдельно от других брэндов”, – говорит он. По его словам, такие требования стимулируют дилеров строить новые торговые центры.

О своих строительных планах объявил и “Автомир”. Как сообщается в официальном пресс-релизе компании, в 2004 г. компания открыла два новых дилерских центра по продаже иномарок, а на 2005 г. запланировано строительство трех торгово-сервисных комплексов в Москве и одного дилерского центра в Санкт-Петербурге.

По словам дилеров, к строительству новых автосалонов дилеров побуждают возросшие требования со стороны автопроизводителей. “Крупные компании инвестируют в строительство новых дилерских комплексов, изначально соответствующих возросшим требованиям производителей, – говорит Тараканов из “Рольф-Холдинга”, – а производители заинтересованы в том, чтобы их машины продавались сильными дилерами, способными инвестировать в развитие”. Александр Брук, PR-менеджер компании “Автомир”, добавляет, что в последний год изменились требования покупателя. “Если пару лет назад человек ориентировался в первую очередь на определенную марку, то сейчас для него стали иметь значение качество обслуживания, условия гарантии, удобство покупки, – говорит он, – это особенно хорошо видно на примере взлета продаж Hyundai”.

По словам директора отдела маркетинга компании “Мэйджор” Сергея Курцева, увеличение объемов строительства дилерских центров связано с ростом рынка, а старые строения перепрофилировать уже невозможно. Он согласен с тем, что требования производителей к дилерам возрастают: “Любой производитель требует строительство полноценного дилерского центра по мировым стандартам и только с нуля”.

А производители утверждают, что их требования к дилерам были едины и для российских, и для европейских компаний с начала работы на внутреннем рынке. По словам Екатерины Кулиненко, пресс-секретаря российского представительства компании Ford, требования компании к дилерам в России идентичны с европейскими и изменяются только в соответствии с запросами покупателя.