Премьер хочет 13%

Е.Стецко

Чиновники давно спорят о том, как им вернее добиться удвоения ВВП к 2010–2012 гг. В декабре 2004 г. замруководителя аппарата правительства Михаил Копейкин предложил снизить ставку до 13% с нынешних 18%, льготную ставку в 10% отменить, а недостающие 316 млрд руб. доходов восполнить из стабфонда. Это вкупе с другими мерами господдержки, по оценке Копейкина, ускорило бы рост экономики еще на 1,5–2% ВВП. “С представленным подходом согласен” – такую резолюцию наложил в январе Фрадков на докладную Копейкина. Минфину поручили представить расчеты для разных комбинаций сокращения НДС. Но сам Минфин выступал за другую схему: снизить с 2006 г. ставку НДС с 18% до 16% и упразднить льготную ставку в 10% для социально значимых товаров. Миссия МВФ, работавшая в России в середине февраля, тоже предостерегла правительство от радикальных мер, предложив уменьшить ставку НДС до 16%.

Вчера на совещании в Белом доме чиновники обсуждали, какой путь выбрать. Кудрин, рассказал “Ведомостям” чиновник правительства, представил пять вариантов. При единой ставке 13% бюджет потеряет 308 млрд руб., а при 14% – 223 млрд руб. Оба варианта Минфин забраковал. При переходе к ставке в 15% выпадающие доходы снижаются до 135 млрд руб. Тот же результат получается при ставке 16%, но с сохранением льготной ставки 10%. Наименьшие потери – 100 млрд руб. – получаются при НДС в 16% с повышением льготной ставки до 12,5%. Минфин предложил брать за основу вариант в 15%, но опасается, что отмена льготной ставки толкнет вверх цены на ходовые товары и может вызвать волнение населения, добавляет собеседник “Ведомостей”.

Но Фрадков настоял на своем и предложил Минэкономразвития готовить бюджет-2006 исходя из ставки НДС в 13%. Об этом “Ведомостям” сообщили сразу несколько участников совещания. Кудрин и Греф не смогли убедить Фрадкова в преимуществах своего плана и риске финансовой нестабильности при сокращении НДС до 13%. “По моим ощущениям, это хорошо и такое решение надо принять”, – передают слова премьера два участника совещания. Они утверждают, что, кроме Фрадкова и Копейкина, “за” не высказался никто, а вице-премьер Александр Жуков промолчал. Копейкин не считает решение навязанным: “Минэкономразвития должно учесть в сценарных условиях [на 2006 г.] унификацию ставки на уровне 13%. По моей оценке, такое снижение не угрожает макроэкономическим показателям, а к базовой инфляции добавит не более 0,5%”.

Выбор ставки – это политический выбор, считает чиновник Минэкономразвития, поскольку компенсировать потери бюджета придется из стабилизационного фонда. Источник в Минфине уверен, что Кудрин теперь будет апеллировать к Владимиру Путину. Кремлевский чиновник “идеологически” одобряет инициативу Фрадкова, но считает, что премьеру надо запасаться вескими аргументами. “Мы подготовим свои расчеты и, если окажется, что такое снижение “рвет” доходную часть бюджета, может быть, предложим правительству верстать бюджет без профицита”, – рассуждает он.

“Самым безответственным из всех возможных” называл вчерашнее решение эксперт Института экономики переходного периода Илья Трунин. Дело в том, что на покрытие выпадающих из-за снижения НДС доходов уйдет львиная доля стабфонда [сверх 500 млрд руб.]. Эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов замечает, что предложение премьера не потребует залезать в стабфонд, если поднять с $20 до $26 за баррель цену отсечения для доходов, поступающих в фонд. Руководителю экспертного совета “Деловой России” Антону Данилову-Данильяну более рациональным кажется снижение ставки НДС до 15%. Трунин сомневается, что радикальным уменьшением НДС можно ускорить рост ВВП. Он приводит в пример прошлый год, когда НДС уменьшили на 2%, но темпы роста ВВП тоже снизились.

Нынешний спор у Фрадкова с подчиненными не первый. На прошлой неделе премьер вторично вернул Грефу среднесрочную программу социально-экономического развития страны до 2008 г. По словам чиновника Белого дома, премьера не устраивает отсутствие в программе конкретных рычагов удвоения ВВП. Эксперты затрудняются оценить, кто победит в чиновничьей войне. Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин сомневается, что Фрадков получил карт-бланш Кремля на “отстрел” Кудрина и Грефа, “иначе те уже ушли бы в отставку”. Скорее, полагает эксперт, администрация президента заняла “отстраненную позицию”, но если конфликт будет угрожать проведению экономической политики, Путин, безусловно, “выступит арбитром”, полагает эксперт.