Сохранить семейное состояние


Но недавно бизнес-школа Уортон при Университете Пенсильвании вошла в мир избранных и организовала альянс The Wharton Global Family Alliance. Цель этой организации – провести исследование и найти оптимальный способ управления компаниями, состояниями и благотворительными организациями, которые принадлежат самым богатым в мире семьям.

“Идеи, основанные на реальном опыте, проверенном поколениями, могут быть необычайно ценными, а Уортон может превратить практические правила в теоретические знания и базу для исследования”, – говорит Леирд Пендлтон, наследник состояния корпорации Pittsburgh Plate and Glass и председатель консультативного совета альянса The Wharton Global Family Alliance.

Альянс был основан в январе прошлого года, и в него входят семьи, чье состояние превышает $100 млн. Бизнес-школа выполняет свои обязательства перед проектом, который должен разработать программу обучения для студентов и аспирантов. Это поставит школу в более выгодное положение по сравнению с другими бизнес-школами, которые предлагают отдельные курсы по управлению семейным бизнесом.

“Это очень важная и обширная область исследования, ведь по статистике от 33% до 73% компаний – семейные, в зависимости от страны. Например, в Латинской Америке таких компаний подавляющее большинство”, – говорит Раффи Амит, профессор предпринимательства и менеджмента и директор альянса по академическим вопросам.

Он надеется собрать данные по всему миру, а затем объединить их в систему по работе семейных компаний и управлению ими.

Первая встреча альянса пройдет этой весной в Дубае. Не так давно инвестиционная холдинговая компания Istithmar, чья штаб-квартира расположена в этом городе, совершила пожертвование (его размер измеряется семизначным числом) в адрес альянса. На встрече соберутся руководители семейных компаний со всего мира, а также студенты, преподаватели и профессора бизнес-школы Уортон. На повестке дня предварительные результаты исследования, планы дальнейшей работы, а также роль семейного бизнеса в экономике Ближнего Востока.

“Семейные дела часто оказываются важнее всех остальных – и религиозных и политических”, – говорит Пендлтон.

В первую очередь исследовались две основные проблемы семейного бизнеса – преемственность поколений и внешнее управление.

Взяв за основу 500 компаний из рейтинга журнала Fortune с 1994 по 2000 г., исследователи выяснили, что основатели, занимающие пост гендиректора или контролирующие наемного гендиректора, преумножали капиталы компаний. В результате смены поколений состояние компаний чаще всего ухудшалось – точно так же, как и при использовании инструментов семейного контроля над акционерной компанией: двойных классов акций, пирамид, соглашений по голосованиям.

Тодд Миллей, исполнительный директор альянса, говорит, что исследование позволило получить “первую достоверную информацию” о преемственности – аспекте необычайно важном для длительного и стабильного процветания семейной компании. “Теперь есть основа, которая базируется на фактах, для рационального обсуждения и подготовки к этому событию, – говорит он. – И некоторым семьям наше исследование помогло не поддаваться эмоциям, а конструктивно подойти к решению проблем преемственности”.

The Wharton Alliance также собирается публиковать инновационные модели частного семейного бизнеса. Организаторы надеются, что это заполнит пробел на рынке, принимая во внимание то, что семейные компании не зависят от колебаний на рынках капитала и им не приходится отчитываться о прибыли каждый квартал.

“Если решения в семейной компании принимает ее основатель, то он мыслит совсем не так, как наемный руководитель”, – говорит Дон Хеберли, национальный директор исследовательской группы Mellon Financial’s Family Office group, которая предоставляет своим клиентам шанс поучаствовать в исследовании. – В процессе накопления капитала основателю компании приходилось рисковать не раз, и поэтому он готов рискнуть 1% или 2% средств, имеющихся в его распоряжении, но с оставшейся частью будет осторожен, чтобы обеспечить безбедное существование нескольким последующим поколениям”.

Один из возможных проектов – это выработка стандартов для инвестирования семейного капитала, основанных на деятельности компаний, размещении активов или индексе экономических настроений. Такой индекс поможет семьям уловить настроения на инвестиционном рынке и сделать новые вложения. (FT, 20.02.2005, Полина Михалева)