БАНКИ: Полезное наследство АРКО


На прошлой неделе были завершены все работы по закрытию экспериментальной площадки – государственной корпорации “Агентство по реструктуризации кредитных организаций” (АРКО).

В течение шести лет своего существования АРКО позволило не только разрешить социальные последствия кризиса 1998 г., но и отработать целый ряд механизмов, создавших условия для укрепления банковской системы России.

Профессионалы, работавшие в АРКО, в 1999 г. получили от законодателей высокотехнологичный инструмент – закон “О реструктуризации кредитных организаций”, а в нагрузку к нему – 1,5 млн кричащих частных вкладчиков и несколько сотен недружелюбно настроенных кредиторов – юридических лиц, потерявших свои финансовые ресурсы в ходе кризиса 1998 г.

Первые три года АРКО работало в режиме МЧС. Даже наличие закона не позволяло в полной мере представить весь тот инструментарий, который придется применить для оздоровления 21 российского банка с совокупной филиальной сетью в 77 регионах страны.

На первых порах были предприняты шаги по вхождению в капитал банков (до 100% участия). Однако позднее, в том числе благодаря изучению опыта других стран, вектор финансового оздоровления был смещен на работу с активами банков, испытывающих проблемы с ликвидностью.

При реализации пакетов акций оздоровляемых банков АРКО вернуло вложенные в их уставные капиталы средства, однако более эффективными оказались именно те проекты, в которых АРКО выступило в роли управляющего портфелем активов. Примерами могут служить проекты по оздоровлению банков “Возрождение”, “Российский кредит”, “Воронеж”, банки Кемеровской области.

Работа с активами позволила привести к оздоровлению банки, которые на момент перехода под управление АРКО казались “смертельно больными”. Например, обследование специалистами АРКО и независимыми аудиторами банка “Воронеж” и Амурпромстройбанка, являвшихся в 1998 г. крупными региональными банками, выявило настолько плохие показатели, что речь могла идти лишь о банкротстве.

Применение высокотехнологичных финансовых и правовых инструментов позволило не только выплатить большую часть задолженности всем кредиторам банков, но и сохранить эти банки, реализовав пакеты их акций стратегическим инвесторам.

Из 21 банка, попавшего под управление АРКО, банкротству или ликвидации были подвергнуты только три. Единственным крупным ликвидируемым банком стал СБС-Агро.

К сожалению, структура активов этого банка не оставляла надежд на его реанимацию. Покрытие обязательств при моментальном банкротстве не превышало 40% от требований кредиторов первой очереди. Пропорции совокупной задолженности и ликвидных активов составляли примерно 1:30. Итогом работы АРКО спустя три года стали полное возмещение требований граждан к банку (5,7 млрд руб.) и частичное погашение задолженности банка перед бюджетом и социальными фондами (около 30%). Кредиторы – юридические лица в связи с недостаточностью активов банка смогли получить лишь незначительную компенсацию. При этом процесс работы с банком шел открыто, с привлечением российских и иностранных специалистов, что позволило получить максимально возможный результат.

Совокупная задолженность банков, которые прошли очистительный огонь АРКО, составляла 80 млрд руб. Государство на решение проблем выделило 13 млрд руб. Совокупный экономический эффект от деятельности АРКО оценивается почти в 22 млрд руб., из которых 14,7 млрд руб. были возвращены в бюджеты различных уровней (5,5 млрд руб.) и перечислены в виде имущественного взноса при создании государственной корпорации АСВ (9,2 млрд руб.). Оставшиеся 7,5 млрд руб. – выплаты вкладчикам реструктурированных банков.

Кроме возврата денег в бюджет общественная польза АРКО проявилась в приобретении опыта построения механизмов развития банковской системы. Прямым продолжением работы АРКО, на практике отработавшего введение гарантий по возврату вкладов в пяти банках, стала инициатива законодателей, принявших закон “О страховании вкладов”. Экономический и социальный эффект от вступления в силу этого закона уже очевиден: происходит укрепление ресурсной базы банков за счет средств населения, и снижаются негативные ожидания потери вкладов у наименее защищенных слоев населения.

Принимая новую редакцию закона “О банкротстве кредитных организаций”, законодатели учли опыт АРКО и более детально прописали юридические нормы проведения процедур банкротства, что должно дать дополнительные гарантии кредиторам всех очередей.

Пока еще остаются невостребованными финансовым сообществом такие эффективные инструменты, как заключение сделок репо, выкуп активов как способ экстренного предоставления ликвидности, недоработаны ряд законодательных положений по залогам. Однако, судя по всему, применение этих инструментов – дело недалекого будущего.

Создание АРКО как площадки для разрешения кризисной ситуации в 1998 г. не только позволило произвести выплаты, сохранить банки, разработать законы, но и доказало на практике, что государство может стимулировать развитие того или иного сектора экономики путем создания четких правовых норм и финансовых стимулов.

По итогам решения поставленных задач подобные экспериментальные госструктуры с большой долей вероятности должны быть закрыты – цели достигнуты, бизнес может развиваться самостоятельно, государство получает работоспособную отрасль и рабочие места для граждан. В жизни, как в большой науке, почерпнутый в хорошо оборудованной лаборатории опыт приводит к качественному обогащению теории и широкой практики.