Чеченцы засудили Россию


Шестеро жителей Чечни в конце 1999 г. обратились в Европейский суд с жалобами на Россию. В декабре 2002 г. суд первой инстанции принял их к рассмотрению, а 14 октября 2004 г. состоялось публичное слушание по ним. В итоге суд признал, что родственники Магомеда Хашиева и Розы Акаевой были “без суда казнены военнослужащими российской армии” в Грозном в 2000 г. Суд также согласился с Медкой Исаевой, Зиной Юсуповой и Либкан Базаевой, пострадавшими от “неизбирательной бомбардировки военными самолетами колонны гражданских лиц”, пытавшихся в октябре 1999 г. покинуть блокированный Грозный, а также с Зарой Исаевой – по поводу “неизбирательных бомбардировок российскими военными” села Катыр-Юрт в 2000 г.

Постановления по всем жалобам суд принял большинством голосов, двое судей выразили особое мнение о частичном несогласии с решением по одной из жалоб. Каждому из жалобщиков присуждены компенсации от 5000 до 25 000 евро – на общую сумму 135 710 евро.

“Лучшего решения не могло и быть”, – сказал вчера “Ведомостям” адвокат чеченцев Билл Боуринг, подчеркнув, что жалобы его доверителей суд рассмотрел быстрее, чем делает это обычно (за пять лет вместо обычных семи). Уполномоченный представитель России в Европейском суде по правам человека Павел Лаптев, заявление которого цитирует РИА “Новости”, пообещал “самым тщательным образом” изучить постановления суда и выяснить, нет ли повода их обжаловать.

Это первая серия жалоб жителей Чечни против России, по которым Европейский суд по правам человека вынес решения. Суд признал, что жалобщики полностью исчерпали возможности добиться справедливости в российских судах, поясняет официальный представитель суда Родерик Лидделл. По его словам, на подходе еще около 150 “чеченских” жалоб. Если среди них есть аналогичные тем, решения по которым были объявлены вчера, суд может рассмотреть их в упрощенном режиме, говорит адвокат Елена Липцер, защищающая совладельца Group Menatep Платона Лебедева.

Россия может обжаловать решения в большой палате суда, считает Липцер. Но на пересмотр решения можно рассчитывать лишь в исключительном случае. Например, попытка российских властей обжаловать решение по делу Владимира Гусинского (в мае 2004 г. суд постановил, что в 2000 г. экс-олигарха арестовали незаконно) была безуспешной, напоминает адвокат.

Решения суда “подчеркивает озабоченность, которую давно высказывает международное сообщество по чеченской проблеме”, но на внешнеполитической линии России никак не скажется, убежден Дав Линч, эксперт по России в Институте ЕС по изучению проблем международной безопасности.

По числу жалоб ее граждан в Европейский суд Россия стоит на первом месте, говорит Борис Шмелев, директор Центра сравнительных политических исследований. Это, по его мнению, “свидетельствует о том, что российская судебная система неэффективна”, а граждане ей не доверяют. “Нужно выполнить это решение суда и не оспаривать его: в том, что права этих чеченцев были нарушены, можно не сомневаться”, – считает Шмелев.