НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Головокружение


Эти книги вышли в элегантном серийном оформлении и неплохо смотрятся вместе. Однако говорить о них разом приходится не только поэтому. Мост можно представить лежачим небоскребом, а небоскреб – мостом, поставленным “на попа”, да. Но образы башни и моста издавна вбиты в коллективное бессознательное человечества по соседству. С той лишь разницей, что мифические мосты чаще всего перекинуты через геенну огненную в помощь праведникам. А башни – от Вавилонской до Торгового центра – символизируют человеческую гордыню. С неизбежным крушением по ходу истории.

Альбом о мостах вышел тонким, о башнях – увесистым, пухлым. Кто бы сомневался: гордецов в истории всегда было больше, чем праведников.

В этих узких по формату книгах минимум теории. Пара вводных абзацев – и в путь, по балкам и перекрытиям конкретных мостов и башен. То есть кто, как и из чего строил те или иные гигантские железобетонные насекомые: от Эдинбурга до Гонконга, от Буэнос-Айреса до Мельбурна.

Само собой, в обеих книгах потрясающий визуальный ряд. Рядом напечатаны черно-белые кадры времен строительства – и современные ракурсы, от которых испытываешь реальное головокружение. Плюс чертежи и схемы – кому интересна механика (как, например, силуэт Эйфелевой башни “зашифрован” в шотландском Форт-Рейл-Бридж).

Отсчет мостов в альбоме идет с середины XVIII в., когда во Франции возникла Политехническая школа. С тех пор сооружать сводчатые конструкции стали, что называется, “по науке”.

История небоскребов куда короче, но гораздо богаче. Она стартовала в конце XIX в. в Чикаго. Именно там впервые был использован стальной каркас как несущая опора для стен и перекрытий. Первый небоскреб вышел приземистым, но принцип “каркаса” был таким же, как впоследствии у знаменитых стоэтажников. Собственно, небоскребом можно считать только такое, каркасное, здание. Все остальное к небоскребам, по существу, не относится. Высотные дома – и только.

Продвигаясь по истории мостов и небоскребов, любопытно наблюдать смену представлений о функции и стиле. На заре эпохи научного строительства мосты продолжали городской ландшафт, копируя в опорных башнях господствующий стиль в архитектуре. Первые небоскребы, в свою очередь, – это распяленные на полста этажей образцы ар-деко или модерна.

Далее на смену традиционным архитектурным формам пришла эпоха обнаженных конструкций. Гигантские мосты через проливы и заливы и огромные небоскребы демонстрировали, что на чем и как держится.

Потом следовала тенденция на эстетизацию функции, что произошло с помощью чистых геометрических форм. И наконец, современный дизайн, который преодолел диктат функции и стиля. Вернее, соединил их в подражании природе и человеку.

Небоскребы Эр-Рияда и Гонконга являются продолжением природного ландшафта, в который они вписаны. А ультрасовременные мосты в исполнении Нормана Фостера и Сантьяго Калатвары имитируют строение человека, где функция и форма также неразрывно связаны. Что, собственно, и можно считать итогом истории мостов и небоскребов: к началу XXI в.

И последнее. В книгах – за исключением высотки МГУ – нет ни слова о русских достижениях на данную тему. Что, по мнению автора этих строк, объяснимо самым элементарным образом. Поскольку за последние 20 лет в Москве – при благоприятных исторических условиях, кстати, – таких достижений не было.