Одной SIM-карты мало


Уровень проникновения мобильной связи в Москве уже зашкаливает за 100%, но темпы подключения абонентов не замедляются. Разобраться, почему так происходит, решили в Обществе потребителей мобильной связи (ОПМС).

Общество провело первое в России независимое исследование, призванное определить, какой процент московских абонентов одновременно использует несколько SIM-карт. Участниками опроса стали 1050 москвичей, треть из которых являются постоянными абонентами МТС, треть – “ВымпелКома” и треть – “МегаФона”.

Как выяснилось, услугами нескольких операторов сразу пользуются порядка 40% московских абонентов. При этом 21% опрошенных рассказали, что имеют две SIM-карты, около 9% – три и более 5% – не менее четырех. Более четверти из тех, кому одной карты мало, заявили, что используют дополнительные “симки” за городом или в роуминге, 18,5% – для внутрисетевых звонков на телефоны чужого оператора. Наиболее популярны в качестве дополнения оказались SIM-карты МТС, “ВымпелКом” занял 2-е место, а “МегаФон” – 3-е. При этом выяснилось, что абоненты “МегаФона” наименее склонны совмещать услуги этого оператора с услугами конкурентов.

Координатор проектов ОПМС Андрей Тимошин объясняет это тем, что у “МегаФона” более дешевые тарифы и ограничены сроки действия ежемесячных платежей. “МегаФон” вынуждает абонентов пользоваться им как основным оператором”, – резюмирует Тимошин.

Операторов не смущает, что общее количество их столичных абонентов уже превышает население Москвы. “Учетная политика операторов не ставит задачу точно отражать поведение потребителей”, – признает директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов. Хотя цифра в 40% кажется ему слишком высокой. “По нашим оценкам, второй SIM-картой пользуются максимум 20% абонентов”, – говорит он.

“Пользоваться несколькими сетями или тарифами внутри одной сети – право абонента. Наше дело – сделать все, чтобы он не стремился к другим операторам”, – отмечает пресс-секретарь “ВымпелКома” Юлия Остроухова. А советник гендиректора московского “МегаФона” Роман Проколов считает ненормальным, лишь когда у человека “4, 5, 10, 50” SIM-карт. “Тогда SIM-карта превращается в таксофонную карточку – выговорил и выбросил, – считает он. – Это следствие маркетингового популизма, когда SIM-карты продаются по цене ниже, чем баланс на их счете”.

Экспертов сотового рынка не тревожит избыток “бумажных” абонентов. “Один и тот же человек может представлять собой двух или трех полноценных абонентов”, – объясняет аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина. По ее словам, для биржи, перед которой отчитываются операторы, важны именно эти цифры, а не количество людей, которые пользуются услугами. “У нас есть оценки того, какая доля абонентов приходится на “мертвые души”, но мы не считаем нужным их афишировать”, – добавляет она. “Мы считаем SIM-карты, а не людей – так принято во всем мире”, – подтверждает аналитик iKS-Consulting Оксана Панкратова. Правда, исследования наподобие опроса ОПМС все равно нужны – ведь если несколькими SIM-картами пользуется много людей, это значит, что качество связи остается невысоким и абоненты пытаются перестраховаться на случай сбоев в одной из сетей, отмечает технический директор интернет-издания “Мобильный форум” Евгений Ициксон.

Большинство аналитиков считает, что на самом деле несколькими SIM-картами пользуется не так много абонентов. Оксана Панкратова думает, что речь должна идти максимум о 25% абонентов в Москве и не более чем о 15% по всей стране, а Елена Саяпина называет цифру порядка 10%. “Даже в страшном сне вряд ли приснится, что их может быть 40%!” – восклицает Евгений Ициксон. Правда, если сопоставить количество продаваемых SIM-карт с объемами продажи сотовых телефонов, то получается, что доля “мертвых душ” в приросте абонентов – около 50%, замечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.