Путин смутил Артемьева


Во вторник президент Владимир Путин одобрил предложение министра промышленности Виктора Христенко слить авиастроительные компании в Объединенную корпорацию (ОАК). Холдинг, где государство получит 60–70% акций, появится через два года и будет продавать продукции на $2,5 млрд в год, из них до 70% – военной.

Вчера идею неожиданно раскритиковал Артемьев. “У нас никогда не будет положительного отношения к созданию подобных холдингов”, – заявил он журналистам, напомнив, что мегаструктура будет 100%-ным монополистом на российском рынке. Единственным основанием для слияния может стать повышение “внешней конкурентоспособности”, убежден руководитель ФАС.

Инициаторы объединения готовы защищать свой план. “Все поступления в авиапромышленность сегодня обеспечены экспортом военных самолетов, а на внешнем рынке нам приходится конкурировать с такими гигантами, как Boeing, для чего и нужна концентрация усилий”, – говорит руководитель компании, которая будет управлять ОАК, Валерий Безверхний. Говорить же о монополии на внутреннем рынке “бессмысленно, поскольку его [рынка] практически нет”, считает он. В Германии или ЕС чиновники не препятствовали созданию европейского авиаконсорциума EADS из-за того, что он станет монополистом, удивлен выступлением Артемьева представитель ЕАDS Грегор фон Курсель.

По закону ФАС сможет заблокировать слияние в российском авиапроме, напоминает старший юрист компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Николай Жданов. Но суд может отменить ее решение, если будет доказано, что для экономики положительный эффект от объединения превысит негативные последствия. Перспективы подобного разбирательства в случае с объединением в авиапроме Жданов оценить затруднился. Высокопоставленный чиновник ФАС признает, что компаниям раньше удавалось отменять через суд запреты службы на слияние.

При этом эксперты признают, что ждать завоеваний от отечественных авиаторов после их объединения не стоит в течение нескольких лет. По расчетам аналитика ОФГ Елены Сахновой, об успешной конкуренции с иностранными гражданскими авиастроителями можно будет говорить “лет через пять” при условии значительных госинвестиций. “Цель объединения – концентрация финансовых ресурсов авиастроителей”, – считает она. “Артемьев не понимает, о чем говорит, – категоричен эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. – На внутреннем рынке с ОАК в любом случае будут конкурировать Boeing и Airbus, и то если Россия сумеет создать [собственный] региональный самолет”.