Заработать на чужих ошибках


Не счесть примеров, когда люди долго наблюдают за ростом фондового рынка, слышат рассказы знакомых о том, как много те заработали на росте котировок, и наконец инвестируют свои деньги – только для того, чтобы увидеть, как их вложения стремительно тают. А все потому, что они решили сделать покупку в самое неудачное время, на пике роста.

Дорогой эксперимент

Классическим примером стал приток средств частных лиц на западных рынках в акции технологических компаний в конце 1999 – начале 2000 г., когда интернет-пузырь надулся до предела. С марта 2000 г. начался обвал, и нагруженный акциями технологических компаний индекс NASDAQ к октябрю 2002 г. упал на 76%. Как раз в марте 2000 г. немецкая Infineon, крупнейший в Европе производитель полупроводников, провела первичное размещение акций. Заказы на покупку поступили от 5,2 млн индивидуальных инвесторов, что стало рекордом для фондового рынка страны, а спрос превысил предложение в 50 раз. Сегодня эти акции почти в пять раз дешевле цены размещения.

Россияне только начинают учиться азам инвестиций на фондовом рынке, и для многих первый опыт может оказаться весьма болезненным. В марте 2004 г. корреспондент “Ведомостей” зашел в офис управляющей компании “НИКойл” (сейчас – УК “УралСиб) – в то время были открыты интервалы для покупки и погашения паев четырех ее фондов. Десятки людей стояли в длиннющих очередях, чтобы приобрести паи, – ведь индекс РТС с начала года по середину марта вырос почти на 23%.

Впоследствии стало ясно, что более неудачное время для вложений выбрать было трудно: с середины апреля на рынке начался обвал, и к концу июля индекс РТС потерял 33%. Пик пришелся на 28 июля, когда индекс РТС упал на 5,9% до 518,15. Многие аналитики заговорили о падении ниже 500, а некоторые – даже 400 пунктов. Для человека, знакомого с поведенческой моделью рынка и эффектом толпы, это был сигнал – дно достигнуто. Попросту купив паи открытого ПИФа, к концу сентября можно было заработать 15–25% (а это около 80–150% годовых).

Поведение имеет значение

Перехитрить рынок крайне сложно. Однако очевидно, что поведение участников рынка зачастую нельзя объяснить рациональными факторами. Не всегда информация воспринимается так, как должна была бы по здравому рассуждению. А цены акций и облигаций зачастую слабо отражают фундаментальные показатели компании и экономики страны в целом.

Поведенческая теория сегодня приобретает все большее распространение. Она старается учитывать психологические особенности восприятия инвесторами информации, которые могут повлиять на их умонастроения. Оказывается, что особенно к нерациональному поведению и ошибкам в восприятии ситуации склонны частные инвесторы. В результате они теряют деньги там, где этого можно было бы избежать. Чтобы понимать рынки, нужно понимать их психологию, отмечает Джеймс Монтьер, фондовый аналитик Dresdner Kleinwort Wasserstein.

Работа над ошибками

Эксперты, придерживающиеся поведенческой теории, говорят, что она может помочь частным инвесторам, которые зачастую не могут правильно диверсифицировать свой портфель, слишком часто проводят сделки либо не продают упавшие в цене акции, лучше оценивать ситуацию на рынке.

Некоторые эксперты называют одной из главных ошибок частных инвесторов слишком частое проведение сделок с акциями в надежде, что прибыль перевесит торговые издержки.

Ник Барберис, профессор финансов Йельской школы управления, поясняет: “Не надо проводить сделки слишком часто. Индивидуальные инвесторы могли бы рассчитывать на гораздо лучший результат, если бы не злоупотребляли этим. От частой покупки или продажи теряется значительная часть прибыли, потому что инвестору приходится нести торговые издержки и платить брокеру или менеджеру фонда, чтобы купить или продать акции или паи фондов”.

Из-за другой психологической особенности инвесторы очень неохотно расстаются с акциями, когда те начинают падать. Это и понятно: никому не хочется испытывать разочарование, подсчитывая потери. Как показало исследование Теренса Одина (Университет Калифорнии), вероятность того, что инвестор решится продать растущие акции, на 70% выше, чем если бы он стал избавляться от акций дешевеющих. В результате дешевеющие акции, которые остаются у инвестора, приносят большие убытки, чем могли бы.

Психологи называют эту особенность “отвращением к проигрышу”: боль, которую мы испытываем даже от небольшой потери денег, перевешивает удовольствие от прибыли.

“По психологическим причинам инвестор не может смириться с потенциальными убытками и не продает бумаги. Поэтому если акции продолжают падать, текущие потери оборачиваются еще большими убытками”, – говорит профессор Барберис.

Он отмечает, что именно из-за психологических факторов инвесторы не диверсифицируют портфель в достаточной степени. Например, они ограничивают вложения только фондовым рынком одной страны или слишком много вкладывают в акции своего работодателя, хотя, получая у него зарплату, а нередко и пенсию, они уже зависят от него.

Знание – не панацея

Впрочем, знание психологических особенностей поведения нерациональных инвесторов еще не означает, что вы легко обыграете их на рынке акций.

Некоторые управляющие начали создавать специальные фонды, стратегия которых основана на поведенческой модели. Например, ABN Amro Asset Management предлагает европейским инвесторам несколько таких фондов, совокупные активы которых составляют 500 млн евро ($652 млн). Правда, пока управляющим не особо удается проникнуть в души и умы участников рынка. Доход фонда, инвестирующего в европейские акции, за период с момента его формирования в апреле 1999 г. оказался на 0,9 процентного пункта ниже, чем прирост индекса MSCI Europe. А фонд, инвестирующий в японские акции, с марта 2001 г. по январь 2005 г. потерял 20,8%, тогда как средний убыток иностранных фондов, работающих на японском рынке, составил 15,6%.

Частные инвесторы, брокеры и даже менеджеры фондов, надеющиеся заработать на ошибках других, сами также могут оказаться жертвой собственных психологических проблем.

Одна из таких проблем состоит в том, что инвесторы часто необоснованно считают цены на акции завышенными или заниженными. Они думают, что другие инвесторы допускают ошибки, покупая или продавая эти акции, но ведь никто не может точно сказать, как долго будет продолжаться текущий рост или падение рынка. Крис Мэллой из Лондонской бизнес-школы говорит, что, если бы у него была такая возможность, он бы продавал акции технологический компаний (которых у него не было) в марте 2000 г., а потом купил бы гораздо дешевле, получив немалую прибыль. Но если бы техноакции продолжали расти, он оказался бы в убытке.

“Неопределенность на рынке может сохраняться гораздо дольше, чем вы сохраните платежеспособность”, – замечает он, цитируя известного экономиста Джона Мейнарда Кейнза.

Если бы вы купили технологические фонды как раз перед тем, как лопнул интернет-пузырь, этот в прямом смысле дорогой опыт вас чему-нибудь да научил бы.

Использование некоторых правил поведенческой модели финансового рынка могло бы помочь избежать разочарований в будущем. Но способность заметить нерациональное поведение инвестора еще не означает возможность на этом заработать. И следует помнить, что старые правила, предписывающие диверсифицировать портфель и не вкладывать слишком большие средства в самые популярные акции, также никто не отменял. (Использованы материалы FT.)