$18 млрд на всех


Доклад о финансовых последствиях российских структурных реформ Всемирный банк (ВБ) презентует сегодня. Эксперты ВБ сосредоточились на трех проектах: административной реформе, модернизации жилищно-коммунальной сферы и пенсионных преобразованиях.

Пока бюджет финансирует реформу госуправления не систематически, а “от случая к случаю”, а рост затрат на оплату чиновников не увязан с проведением административной реформы, отмечает соавтор доклада, старший экономист ВБ Александр Морозов. При этом административные новации не самые дорогие из тех, которые изучил банк. По докладу, который имеется в распоряжении “Ведомостей”, ежегодные расходы на них в течение 5–7 лет составят примерно 0,2% ВВП (33,5 млрд руб. в ценах 2004 г.) из федерального и 0,4–0,8% ВВП (67–134 млрд руб.) из региональных бюджетов. Еще на 1–2% ВВП потянут расходы на реформу госсектора в целом, включая медицину и образование. Правда, эти расчеты сделаны исходя из сокращения штата чиновников на 25–30% и двукратного сокращения разрыва между их зарплатами и доходами работников коммерческого сектора. Сейчас последние получают примерно вчетверо больше. Если уменьшить разрыв до полутора раз, федеральный бюджет будет тратить на реформу 1,2% ВВП, а региональные – 1,4–1,8% ВВП. Эти расходы возрастут до 2,9% ВВП, если все чиновники останутся на своих местах, говорится в докладе ВБ.

Бюрократы в состоянии добиться и большего повышения выплат, к тому же казне придется потратиться на социальную поддержку примерно 0,3 млн увольняемых чиновников и их трудоустройство, говорит член научного совета Центра Карнеги Ксения Юдаева. В результате, считает она, расходы могут оказаться большими, чем предполагает ВБ. Правда, пока двукратный рост зарплат соответствует их ожиданиям, парирует руководитель исследования Лев Фрейнкман: по опросам Фонда “Индем” и Высшей школы экономики, при сохранении нынешних льгот замминистра хотели бы получать порядка $2182, а начальники отделов – $672.

Реформа ЖКХ будет еще менее обременительной для бюджета. Рост коммунальных тарифов в ближайшие годы составит около 10–15% в реальном выражении, говорит Морозов. Оплата коммунальных расходов бюджетных учреждений будет стоить казне 0,45% ВВП. Столько же потратят на коммунальные расходы школ и поликлиник муниципальные бюджеты, добавляет участвовавший в подготовке доклада Сергей Сиваев из Института экономики города. При этом объем бюджетных субсидий населению увеличиться не должен, “если помогать только тем, кто реально нуждается”, уверен Морозов. В результате ежегодное финансирование обеих реформ обойдется бюджету примерно в 1,25% ВВП (209 млрд руб. в ценах 2004 г.). Эти расходы, по мнению Юдаевой, тоже могут незапланированно вырасти: после протестов по поводу монетизации льгот траты казны на эту реформу увеличились вдвое. А ликвидация перекрестного субсидирования в электроэнергетике “прибавит” к росту тарифов около 15%, добавляет Сиваев. Впрочем, напоминает он, если сократить потери воды и тепла в сетях (сейчас – до 40%), цены на услуги ЖКХ можно не повышать вовсе.

Зато без проведения болезненной пенсионной реформы казне придется тратить до $18 млрд ежегодно (3% ВВП) на покрытие дефицита Пенсионного фонда. С учетом снижения ЕСН и без поддержки бюджета средняя пенсия к 2030 г. упадет примерно до 20% от средней зарплаты (сейчас – 33%). ВБ советует чиновникам повысить пенсионный возраст до 65 лет – на пять лет для мужчин и 10 лет для женщин. В этом случае, говорит Фрейнкман, допрасходов из казны не потребуется.

Чиновники Минфина, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития отказались комментировать выводы ВБ, поскольку еще не успели ознакомиться с докладом. Проректор Высшей школы экономики Лев Якобсон уверен, что в ближайшие годы правительство не приступит к масштабному проведению той же административной реформы. Социально чувствительные новации могут быть отложены после протестов из-за монетизации льгот, добавляет ректор Российской школы экономики Сергей Гуриев.