$3 млрд на билеты


2 марта совет директоров РЖД должен обсудить выделение из состава монополии Федеральной пассажирской компании (ФПК), сообщила “Ведомостям” вице-президент РЖД Анна Белова. В распоряжении “Ведомостей” имеется концепция создания ФПК, которую представит на совете менеджмент монополии. РЖД готова отдать новой компании 332 из 472 имеющихся у нее вокзалов, 24 000 из 26 152 вагонов дальнего следования и 1092 платформы. По данным РЖД, балансовая стоимость этого имущества составляет около 100 млрд руб. ФПК будет создана в 2007 г., указывается в концепции. Тем не менее РЖД уже сейчас предлагает государству копить деньги на субсидии пассажирской компании.

Сейчас убытки от перевозок пассажиров покрываются повышенным тарифом для грузоотправителей. В концепции изложено два сценария развития ФПК до 2010 г. – консервативный и ускоренный. Оба учитывают рост объемов перевозок на 2% в год. Ускоренный сценарий предполагает, что с 2005 г. тарифы ФПК вырастут в 3 раза. В таких условиях убытки компании в 2007–2010 гг. составят 43 млрд руб. В 2007 г. бюджет должен компенсировать их на 23,9 млрд руб., но уже к 2010 г. субсидии сократятся до 0,5 млрд руб., считает РЖД. По консервативному сценарию, согласно которому тарифы ФПК вырастут в 2,6 раза, убытки компании составят 96,7 млрд руб. В 2007 г. бюджет должен выделить ФПК 35,2 млрд руб., а в 2010 г. – 13,7 млрд руб., гласит концепция.

Кто станет акционером ФПК, в концепции не написано. Состав акционеров и их доли, по документу, определится только в конце 2005 г. Сначала ФПК планировалось создать как “дочку” РЖД. Но в декабре 2004 г. правительство решило, что заберет пассажирские перевозки себе, и внесло поправки в утвержденную в мае 2001 г. программу железнодорожной реформы. “Пока речь идет о том, чтобы сделать ее [ФПК] на 100% государственной”, – сказал “Ведомостям” замминистра экономического развития Андрей Шаронов. И основная причина такого решения – сегодняшняя убыточность перевозок, признает Шаронов.

Но расчеты РЖД чиновников категорически не устраивают. В концепции нет внятного анализа, почему пассажирские перевозки убыточны, возмущается один из чиновников Минэкономразвития. “Низкие тарифы только одна из причин”, – уверен он. Представитель Минфина отмечает, что никаких согласований с его ведомством относительно предоставления субсидий РЖД не проводила. “Но такая сумма [субсидий] ничего, кроме большого удивления, вызывать не может”, – добавляет он. “Боюсь, что такого объема прямых субсидий из бюджетов – федерального и регионального мы не найдем”, – вторит ему Шаронов.

Впрочем, Белова уверена, что государству придется согласиться с тем, чтобы субсидировать пассажирские перевозки в полном объеме. “То, что они убыточны, известно уже много лет, – отмечает топ-менеджер РЖД. – Государство должно понимать, на что идет, получая этот бизнес”.

А начальник аналитического отдела “Проспекта” Наталья Одинцова допускает, что РЖД вполне могла и приукрасить действительность, чтобы добиться благосклонности чиновников. Она предполагает, что ФПК выйдет на безубыточность еще позже, чем показала монополия. “Компания намерена оставить себе только прибыльные грузовые перевозки и быть более привлекательной для кредиторов и инвесторов”, – резюмирует аналитик.