Америка не помогла


В декабре “ЮКОС” сделал неожиданный ход в тяжбе с российскими властями, которые готовились продать главный актив компании, “Юганскнефтегаз”, за долги перед бюджетом. Компания обратилась с ходатайством о банкротстве в суд Хьюстона (штат Техас).

В четверг Кларк встала на сторону Deutsche Bank, отклонив иск “ЮКОСа” о банкротстве. Как следует из судебного определения, реорганизация, которую хотел бы провести “ЮКОС” под защитой американского закона о банкротстве, не является чисто “финансовой”. Реорганизации, по мнению судьи, подлежат нефтегазовые активы компании, которые находятся “в недрах России”. Шансы на то, что эта процедура окажется успешной без сотрудничества с российскими властями, “крайне ограниченны”. “Огромные размеры “ЮКОСа”, [...] его влияние на всю российскую экономику веско свидетельствуют в пользу того, чтобы решение [по делу о банкротстве компании] принималось в судебном процессе, в котором будет гарантированно участвовать российское правительство”, – резюмировала судья.

Если бы Кларк приняла иск “ЮКОСа” к рассмотрению, это помешало бы России и российским компаниям проводить любые сделки с активами “ЮКОСа” вплоть до экспорта нефти без одобрения американского суда, объясняет юрист Marks & Sokolov Джин Берд.

“Суд отверг усилия “ЮКОСа” превратить американскую систему судопроизводства по делам о банкротстве в убежище для недобросовестного налогоплательщика”, – торжествует Майкл Голдберг из юрфирмы Baker Botts, представлявшей интересы “Газпромнефти”.

Из определения видно, что Кларк с симпатией отнеслась к “ЮКОСу”, отмечает Берд из Marks & Sokolov. “Но она рассудила, что, раз все основные активы “ЮКОСа” расположены в России, неучастие в процессе российской стороны лишает смысла и судебный процесс, и решение суда”, – констатирует он.

“ЮКОС” в пятницу подал ходатайство о пересмотре решения Кларк. “Для “ЮКОСа”, наших акционеров, кредиторов и сотрудников будет гораздо лучше, если дело о банкротстве будет продолжено в суде США”, – заявил глава правления “ЮКОСа” Стивен Тиди.

Шанс на пересмотр решения очень мал, полагает Берд. “Мы все же попытаемся еще раз представить свои аргументы, – возражает зампред правления “ЮКОСа” Александр Темерко. – Мы будем вовлекать российские власти в разбирательства в международных судах”.

У совладельцев “ЮКОСа” сохраняется шанс отсудить у России миллиарды долларов в третейском суде в Гааге. Две недели назад туда обратился с иском основной акционер “ЮКОСа” – Group Menatep, требуя от России возмещения ущерба на $28,3 млрд. Menatep надеется доказать, что Россия нарушила условия Энергетической хартии, которую подписала шесть лет назад. “Сумма иска беспрецедентная, но шансы есть”, – полагает Берд. По его мнению, в случае успеха Menatep сможет добиваться в европейских судах наложения ареста на зарубежное имущество России.

Но инвесторы, похоже, уже похоронили “ЮКОС”. Российский фондовый рынок отреагировал на решение суда резким падением акций компании. За пятницу акции компании упали в цене на 26%.

Теперь компанию могут продать по частям, полагает аналитик “Совлинка” Лев Сныков. Он напоминает, что “ЮКОС” должен российской казне еще около $14 млрд. По его мнению, судебные приставы начнут с оставшихся добывающих активов – “Самаранефтегаза” и “Томскнефти”. Источник в службе судебных приставов в пятницу не исключил, что вскоре на продажу могут быть выставлены другие активы “ЮКОСа”, но не уточнил, какие именно.

А Рон Смит из “Ренессанс Капитал” полагает, что Menatep постарается продать компанию посреднику, получившему гарантии российского правительства.

Совладельцы Group Menatep Леонид Невзлин и Михаил Брудно отказались от комментариев.