АНАТОМИЯ ЗДАНИЯ: Перспективы дальних путей


О вокзальных эстетах

Кому-нибудь приходило в голову в воскресный день пойти полюбоваться не Красной площадью, а... Киевским вокзалом? А ведь это тоже памятник архитектуры и истории – кстати, как и большинство московских вокзалов. Но в отличие от открытой всем ветрам и взорам главной площади страны созерцать вокзальные комплексы проблематично. Если их не закрывают новоиспеченные торговые монстры, то как минимум мешает подойти интенсивное движение.

Собственно говоря, это и есть одна из главных проблем всех столичных вокзалов: им уже давно тесно в существующих границах. С растущим объемом строительства в Подмосковье и увеличением числа приезжающих в Москву туристов, бизнесменов, гастарбайтеров и проч., а также с ростом объемов грузовых перевозок вокзалы необходимо реконструировать и увеличивать. Но некуда.

Согласно документам об отведении земельного участка, к примеру, Савеловского вокзала, земля вокзала заканчивается в нескольких метрах от лестницы, дальше начинается территория города, которую город использует по своему усмотрению. В основном застраивает, потому что привокзальные площади – место крайне привлекательное для инвесторов. На площади Курского вокзала расположились торговый центр и автомобильная стоянка, ведутся строительные работы рядом с Киевским, готов проект для площади Тверской Заставы у Белорусского вокзала у компании “Стройинком-К”. Здесь предусматривается строительство пятиуровневого подземного комплекса общей площадью около 107 000 кв. м. Сейчас рассматривается, по словам Румена Калчева, директора по стратегическому развитию и маркетингу компании “Стройинком-К”, возможность увеличения общей площади еще на 17 000 кв. м. Три нижних уровня отведены под паркинг, ориентировочное количество машино-мест – 1400. Два верхних уровня займут торговые помещения (31 000 кв. м). Срок реализации проекта – IV квартал 2007 г.

Площади трех вокзалов фактически нет, там, по существу, оживленная транспортная магистраль. Пока не загорожен лишь Павелецкий вокзал.

Но вокзальные комплексы и прилегающая к ним территория должны быть привлекательны не только для инвесторов. “Это место, куда приезжает и откуда уезжает большое количество людей, и они не должны испытывать неудобства, – говорит главный инженер Московской железной дороги Александр Лиясов. – Например, Ленинградский вокзал. К нему невозможно подъехать из-за постоянных пробок. А должна быть свободная площадь, чтобы пассажир мог без проблем выйти из автомашины к поезду”.

В середине января 2005 г. появились публикации о строительстве трехэтажных стоянок в комплексе Ярославского и Казанского вокзалов. “Этот вопрос рассматривается совместно московским правительством с Московской железной дорогой, – говорит Александр Лиясов. – Строительство подобных комплексов перспективно. И образцы есть. Например, Токийский вокзал – это комплекс разных потоков движения (метро, поезда, автомобили) и торговых помещений”. В принципе, у нас тоже это есть, добавляет Лиясов. Но основная проблема в том, что вокзалы строились по старому образцу, инженеры и строители проектировали их, исходя из масштабов пассажиропотоков и перевозок тех времен. “Московские вокзалы уже состоялись, а время идет вперед”, – говорит Лиясов.

Проекты Московской железной дороги 2004–2005 гг. по реконструкции не только открывают архитектурную и историческую ценность вокзальных комплексов, которым действительно есть чем гордиться – над ними в свое время работали известнейшие архитекторы и инженеры, – но и максимально приближают их к современным требованиям и понятиям о комфорте.

Ворота на север и на восток

Ярославский вокзал был построен в 1862 г., тогда он носил название Северный. Поезда ходили сначала до Загорска, позднее – до Архангельска. Сегодня отсюда отправляются поезда в Воркуту, Владивосток, Красноярск и т. д. Нынешнее красивейшее здание вокзала появилось в 1902–1904 гг. Его создатель – Федор Шехтель, известный постройками в стиле модерн. В строительстве и отделке Ярославского вокзала применены не только тривиальные кирпич и штукатурка, но и металл, камень, изразцы, майолика. В середине XX в. потребовалось увеличить вокзал, был надстроен 2-й этаж, появился световой фонарь.

Реконструкция 1994–2004 гг., проводившаяся к 100-летию вокзала, обнаружила немало интересного. Как в хорошем детективе, Ярославский вокзал скрывал множество потайных комнат. За расписанием поездов нашлась широкая дверь в неизвестную комнату. В галерее, ведущей от вестибюля к кассам, открыли стены с замурованными ранее дверными проемами. Самая интересная находка – зал ожидания для пассажиров 1-го класса, где раньше висели картины русского художника Коровина на темы русского Севера. После революции полотна отправили в Третьяковскую галерею, а зал за неимением пассажиров 1-го класса замуровали. Почти через 90 лет исторический облик зала восстановлен. Помимо этого, перепланировали билетные кассы поездов дальнего следования, увеличили площадь залов ожидания на 1800 кв. м, количество пригородных касс и мест для отдыха. Реконструкция Ярославского вокзала обошлась почти в 250 млн руб.

С 15 февраля 2004 г. на самом напряженном для МЖД участке пригородного сообщения Москва – Мытищи начал ходить экспресс “Спутник”, сокративший время в пути до 20 мин. Рентабельность этой скоростной линии сообщения составляет более 25%. За год пассажирами “Спутника” стали более 4,7 млн человек – это почти половина всех пассажиров, предпочитающих поезда повышенной комфортности.

“Воротами на восток” назвал академик архитектуры Алексей Щусев здание Казанского вокзала. Его проект победил на конкурсе 1911 г., когда было решено перестроить здание устаревшего Рязанского вокзала. Главный вход Щусев оформил 87-метровой “башней Сююмбеки” по подобию башни в Казани. Этот город тогда был конечным остановочным пунктом ведущей на восток дороги. В художественном оформлении вокзала принимали участие такие мэтры, как Александр Бенуа, Борис Кустодиев и др. В 1985 г. Казанский вокзал начали достраивать. Фасады новой части выполнены с сохранением сложившейся архитектуры, на месте, предусмотренном проектом Щусева, и по его эскизам. Поэтому “осовременивание” вокзалу не повредило, а его мощности удвоились.

Сегодня это самый большой вокзал в России. В прошлом году были отремонтированы залы ожидания и платформы, но работы не закончены. Ко Дню железнодорожника откроется скоростное движение Москва – Люберцы – Раменское с отправлением поездов с Казанского вокзала. МЖД делает капремонт платформы у путей, по которым будет организовано скоростное движение, продлит навесы (пока только на этой платформе). Также будет построен еще один пропускной пункт.

Пристань для поезда

Именно так – “пристань” – переводится с французского слово “дебаркадер”. Еще одно его значение, устаревшее, – название станционной железнодорожной платформы с навесом. Такой навес закрывал Киевский вокзал от дождя и снега с 1917 г. Архитектор Иван Рерберг (одно из самых известных его зданий – Музей изобразительных искусств им. Пушкина) построил вокзал как уменьшенную копию Римского пантеона с куполом-полусферой и световым фонарем, позволяющим преломлять солнечные лучи под углом наибольшего освещения. Грандиозное остекление перекрытия части железнодорожных путей и платформ протяженностью 300 м было выполнено по проекту Виктора Шухова, известного радиотелевизионной башней на Шаболовке. В начале XX в. обнаружили, что дебаркадер стал небезопасен для пассажиров, только четыре металлические арки из 31 были в относительно хорошем состоянии. И МЖД решила его поменять. Строительство обошлось в 677 млн руб. Кроме “старого” дебаркадера были сделаны и новые навесы. На вокзале раньше те платформы, что выходили за пределы дебаркадера, были без крыши, хотя Шухов в свое время навесы в эскизном варианте сделал. Исходя из его эскизов, были выполнены современные проработки дебаркадера. Кроме того, поменяли все коммуникации.

“Построив такой дебаркадер, мы должны были обновить и вокзал, – говорит Александр Лиясов. – В 2004 г. отремонтировали большинство платформ, построили терминал для авиапассажиров”. На это ушло еще 127 млн и 50 млн руб. соответственно. В начале 2005 г. на Киевском вокзале был открыт храм в честь иконы Киево-Печерской Богоматери. Храм занимает один из флигелей вокзала. По историческим источникам, сам Рерберг планировал разместить там часовню. В 2005 г. на вокзале отремонтируют еще одну платформу, внутренние помещения и обновят навесы.

При реконструкции вокзала преследовалась еще одна цель – организация интермодального сообщения Москва – аэропорт “Внуково” с курсированием скоростных электропоездов и организацией терминала. Терминал сделали, поезда во “Внуково” ходят, а в этом году, по словам Александра Лиясова, они “заедут” уже в сам аэропорт. Там будет организована подземная станция.

Еще одна линия скоростного сообщения с аэропортом уже давно эффективно действует. С 2002 г. с Павелецкого вокзала отправляется экспресс в аэропорт “Домодедово”. За прошлый год было перевезено более 2,6 млн пассажиров. Уровень рентабельности достиг 127%. В настоящее время поток пассажиров уже таков, что появилась необходимость увеличивать терминал. Чем МЖД и собирается заняться в 2005 г.

Музей раритетов

В 2004 г. на территории Рижского вокзала впервые в Москве был открыт Музей железнодорожного транспорта под открытым небом. Концепция музея предполагает регулярную частичную смену экспозиции. Для этого руководство МЖД в январе заключило договор с центральным музеем в Петербурге по взятию в аренду образцов подвижного состава (редкие образцы находятся именно там). Также организованы поиски раритетных образцов. Паровозы восстанавливают не только внешне. Есть идея запустить раритетный поезд по Москве и ближнему Подмосковью. “Мы каждый год ко Дню Победы отправляем такой поезд, но хотим, чтобы он функционировал постоянно”, – добавляет Александр Лиясов.

Рижский вокзал строился в конце XIX в. по проекту маститого петербургского архитектора Сергея Бржозовского. Красивое каменное здание в старинном русском стиле состоит из трех теремов, соединенных крытыми переходами. Отремонтировали вокзал в 2004 г.

Столичное руководство в прошлом не раз говорило о ненужности Рижского вокзала. Предполагалось поезда с этих направлений перевести на другие вокзалы, а на его месте что-нибудь построить. “На Рижский вокзал прибывают международные поезда, там очень крупная грузовая контейнерная станция, – комментирует Александр Лиясов. – Развести поезда с Риги мы не сможем, таких вокзалов, кроме Курского, нет, а он и так сегодня уже не справляется с нагрузкой. Наоборот, возможно, мы привлечем на Рижский дополнительные поезда”.

Тем не менее столичные чиновники вновь заговорили о перебазировании Рижского и уже и Савеловского вокзалов. Такую идею высказал на пресс-конференции в феврале главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. “Сегодня на Рижский вокзал приходят два-три поезда в день, и они могли бы приходить на любой другой вокзал, например Ленинградский”, – полагает он. Грузовые составы, следующие через Рижский вокзал, можно было бы пустить на малое кольцо Московской железной дороги, а в самом здании вокзала открыть, например, картинную галерею. Правда, архитектор подчеркнул, что планы перебазирования Савеловского и Рижского вокзалов являются его личным предложением и не нашли свое отражение в Генеральном плане города. “Это всего лишь мои личные предложения. Они пока не поддержаны руководством города”, – сказал он. На освободившемся от вокзалов месте предлагается построить, как обычно, жилье – около 1 млн кв. м.

В ожидании перемен

В 1971 г. старинное красивейшее здание Курского вокзала с белыми колоннами 1896 г. архитектора Н. Орлова было “поглощено” сооружением из бетона со стеклянными витражами и металлическим складчатым козырьком. Позже сверху построили еще торговый центр.

Сегодня Курский – не самый красивый вокзал, но самый технологичный. “Все вокзалы тупиковые, кроме него, – говорит Александр Лиясов. – Курский – единственный транзитный вокзал, только с него можно насквозь проехать Москву. И должен быть самым востребованным”. У этого вокзала большие перспективы.

Но речь идет именно о планах, никакого решения пока не принято. Над пассажирской

частью, где платформы, можно разместить 2–4-этажный вокзальный комплекс. Вокзал сегодня в результате разных построек оказался внизу, где он быть не должен. “Мы должны выровнять его, открыть, организовать подъезды, – отмечает Александр Лиясов. – Возможно, он примет совершенно другой облик”. В результате реконструкции также должны быть разведены пассажиропотоки. Вероятно, в течение 2005 г. МЖД приступит к рассмотрению вопроса по реконструкции Курского вокзала.

Пока же в 2004 г. отремонтировали залы ожидания, пассажирские платформы и крышу, ремонт обошелся в сумму около 30 млн руб.

Сегодня с Курского вокзала попасть по подземным переходам можно лишь в метро. Торговый центр “Атриум” напрямую с вокзалом не соединен – необходимо пройти по наземному пешеходному переходу через улицу. И хотя пассажиропоток вокзала, безусловно, увеличивает посещаемость “Атриума”, планов по строительству подземных коридоров, которые бы связали здания, у Департамента инвестиционных программ строительства города (ДИПС), который строил ТЦ вместе с компанией “Ингеоком”, нет и не было. “Связать достаточно престижный торговый центр напрямую с вокзалом мы считали неправильным, – говорит Татьяна Разумова, пресс-секретарь ДИПСа. – На Курском вокзале один из самых больших и разнородных пассажиропотоков, а “Атриум” в настоящее время пользуется большой популярностью у столичных жителей. Там расположены магазины многих известных и недешевых торговых марок, и не для всех гостей столицы эти магазины – желаемая цель их посещения. Но в “Атриуме” также расположены кинокомплекс, кафе, рестораны, ряд сетевых торговых точек, так что ничто не мешает приезжим приятно провести время в торговом центре”.

Ко Дню Победы

К 60-летию Победы будет реконструирован Белорусский вокзал. Отремонтируют залы ожидания, пассажирские платформы и навесы. 9 мая с этого вокзала в Брест отправится поезд с ветеранами.

Белорусский вокзал не всегда назывался Белорусским. После строительства (1871 г.) он был Смоленским, с ноября 1871 г. – Брестским, с мая 1912 г. – Александровским. После объединения Александровской и Московско-Балтийской дороги в Московско-Белорусско-Балтийскую он стал Белорусско-Балтийским. Очередная реорганизация 1936 г. закрепила за вокзалом название Белорусского.

Проект компании “Стройинком-К” по строительству многоуровневого подземного комплекса на привокзальной площади предполагает, что торговый центр будет соединен подземными переходами как со станциями метро, так и с вокзалом. “Мы намеренно делаем это, – говорит Румен Калчев. – Мы стремимся не ограничивать поток потенциальных покупателей. Кроме того, пройдя насквозь торговые площади, можно будет выйти на другую сторону Тверской площади. Можно сказать, что наш комплекс будет большим подземным переходом”.

В 2005 г. будет реконструирован еще один вокзал – Савеловский – в связи с запуском специального поезда для авиапассажиров аэропорта “Шереметьево” до Лобни. Сами экспрессы ходят уже с ноября. На вокзале будет организовано разделение пассажиропотока. Те, кто уезжает на обычных пригородных электричках, не будут пересекаться c пассажирами, которые поедут сначала до Лобни, а затем автобусом до “Шереметьево”. Ремонтировали Савеловский в последний раз совсем недавно – в 2003 г.

Еще одно кольцо

Москва и Подмосковье разрастаются, и в обозримом будущем снова потребуется реконструировать и достраивать вокзалы. Но... места нет. Конечно, вопросы реконструкции вокзальных комплексов должны и могут решаться только совместно руководством МЖД и правительством столицы. Пример такого сотрудничества – проводимая совместно работа по организации пассажирского движения по Малому окружному кольцу (МОК).

Первый участок – от Пресни до Коломенской со станциями Сити, Кутузовская, Краснокалужский мост и др. Коломенская – это выход к Павелецкому вокзалу, соответственно, по этому участку можно будет пересекать Москву. Есть идея сделать его электрифицированным, сейчас заканчивается проектирование контактной сети. В дальнейшем надо будет реконструировать станцию Пресня. “В перспективе мы организуем пропуск поездов с учетом Малого окружного кольца для связи аэропортов “Шереметьево”, “Внуково” и “Домодедово”, – рассказывает Александр Лиясов. – Все они должны проходить через “Москва-Сити”. В “Домодедово” авиаэкспрессы уже ходят, во “Внуково” станция будет достроена в этом году, “Шереметьево” в стадии разработки, какой вариант будет принят, пока не известно. Сумма затрат и источники финансирования тоже не ясны. Но ожидается, что проект будет рентабельным. Долгие годы пригородные пассажирские перевозки были убыточны, но скоростные экспрессы и “Спутники” успешно доказывают, что может быть по-другому. Современные проекты МЖД, как показывает практика, рентабельны. Высокий уровень доходности скоростных систем сообщения, например, как Москва – аэропорт “Домодедово”, – это факт.

Будущее вокзалов – это большие вокзальные комплексы, именно так они развиваются в мире. К примеру, в Сеуле под землей функционирует целый город. Человеку, приехавшему на метро, необязательно подниматься, чтобы купить продукты, постричься и отдохнуть. Возможно, и у нас решат соединить тот же Курский вокзал с соседом – торговым центром в единое целое.