Ангельский патриотизм


Марк Шагал – один из самых популярных и востребованных художников ХХ в. Его выставки с завидной регулярностью и большой охотой устраивают все мировые музеи, его картины неизменно становятся желанными гостями любой тематической экспозиции, к которой Шагал имеет хоть какое-то отношение. Шагал – любимец зрителей, и календари с иллюстрациями его картин никогда не сходят с новогодних прилавков.

Поэтому может легко показаться, что видел уже много Шагала и твердо знаешь, что встретишь на очередной его выставке: нежных возлюбленных в небесах, местечковый перекошенный Витебск, незнамо куда летящих коров, заливающихся красками петухов и пышные букеты неземной синевы. И все это будет излучать чудесное магическое тепло, томную сладость, сердечную любовь и значительность красочной поэтической метафоры.

На этой выставке почти нет букетов и не заметно петухов, зато много условного шагаловского Витебска и ангелов, поодиночке (“Ангел с палитрой”) и троицей (“Авраам и три ангела”). Но, простите за банальность, большой мастер есть большой мастер, и каждая очередная встреча с его работами может оказаться новой. Третьяковка на этой выставке показывает не то чтобы неожиданного, но особенно значительного и серьезного Шагала. Здесь есть и наизусть выученные по выставкам работы из ее богатого фонда, и привезенные из европейских музеев и частных коллекций многим незнакомые произведения. Большой триптих из Центра Помпиду “Сопротивление. Возрождение. Освобождение” с центральной фигурой распятого Христа и работы из музея “Библейское послание Марка Шагала” в Ницце усиливают трагическую тему шагаловского творчества и заставляют вспомнить о нем как о художнике, осмыслившем чудовищные трагедии лично пережитого им ХХ в.

Часто кажется, что просто у Шагала было счастливое свойство, встречающееся как раз у тех, кто знал настоящее горе, – радоваться всем чувственным проявлениям жизни. И редкостный талант эту радость передавать зрителю. А на этой выставке отчетливо понимаешь, что шагаловская любовь к жизни была не благим даром небес, а мучительно достигнутым результатом прожитых лет и художнического самоутверждения.

Он страдал в заштатном Витебске и верил, что, только став художником, сможет выбраться из захолустья и безвестности. Он с грустью замечал в письмах, что в Петербурге плохо “верно оттого, что ты еврей и нет у тебя родины”. Ему было тяжело учиться профессии, ведь он был “способен следовать только своему инстинкту”. Шагал эмигрировал в Париж из Советской России, недолго покомиссарив, а в годы войны уехал в Америку, спасаясь от фашистов. Он никогда не отказывался от своего еврейства, всю жизнь говорил на идише, но его совершенно национальное искусство – часть европейской культуры и наполнено общехристианской символикой.

Название выставки в Третьяковке “Здравствуй, Родина!” взято от шагаловской картины, написанной в 1953 г., когда художнику было 66 лет. На ней изображен синий ангел в синем небе с синим букетом, летящий к белому солнцу (или луне?), а где-то внизу, как на многих шагаловских полотнах, остались крохотные крыши покосившихся домиков – знак места, где он родился и которое очень давно покинул. Это небо и эта синева и есть родина Шагала, которую он наконец-то счастливо обрел, и только ангелы – его соотечественники.