Инвесторы не боятся России


Зато иностранцы все охотнее дают российским компаниям деньги в долг: объем длинных кредитов вырос почти в полтора раза до $22,6 млрд. Причем если раньше большей популярностью пользовались банковские ссуды, то в прошлом году почти половину денег российские компании и банки заняли с помощью еврооблигаций, отмечает Юлия Гросул из ИК “Церих Кэпитал Менеджмент”. “Газпром” занял за границей $2,45 млрд. Внешторгбанк выпустил евробондов почти на $2,5 млрд. Дебютные выпуски еврооблигаций разместили “Северсталь”, “Норникель”, “МегаФон”. Даже банки, несмотря на кризис, заняли за рубежом более $6 млрд.

В прошлом году отношения между бизнесом и властью развивались не самым дружественным образом. Дело “ЮКОСа” и резко выросшая активность налоговиков, которые начали ворошить налоговое прошлое крупнейших компаний, ударили по фондовому рынку – индекс РТС, который, по прогнозам аналитиков, должен был вырасти за 2004 г. как минимум в полтора раза, прибавил всего 8,3%.

Но, как выяснилось, политические риски отпугнули лишь портфельных инвесторов. В пятницу Росстат опубликовал данные об иностранных инвестициях за 2004 г. Из них следует, что в прошлом году в Россию поступило $40,5 млрд иностранных инвестиций. В относительно спокойном 2003 г. иностранцы вложили всего $29,7 млрд – на 36,4% меньше.

Показатель прошлого года немного недотягивает до рекорда 1997 г. – тогда объем иностранных инвестиций достигал $48 млрд. Правда, то были по большей части портфельные инвестиции в сектор ГКО.

Сейчас ситуация принципиально иная: растут прямые иностранные инвестиции. В 2004 г. их приток увеличился на 38,9% до $9,4 млрд, на $2 млрд с лишним превысив ожидания чиновников. Минэкономразвития прогнозировало, что прямые инвестиции из-за рубежа не превысят $7,2 млрд. И только в 2006 г., по самому оптимистическому сценарию, прямые инвестиции должны были достигнуть $9,2 млрд.

“Инвесторы не стали драматизировать ситуацию и рассматривать дело “ЮКОСа” как начало массовой силовой кампании”, – резюмирует руководитель аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов.

Львиная доля прироста прямых инвестиций приходится на зарубежные взносы в капитал российских предприятий. В 2004 г. они выросли в 3,3 раза (на $7,3 млрд). Большая часть досталась сектору, добывающему полезные ископаемые. Крупнейший инвестор – Нидерланды – ввез $3,98 млрд. Возможно, прирост обеспечила разработка проектов “Сахалин-1” и “Сахалин-2” компанией Royal Dutch/Shell, в которые в прошлом году планировалось вложить $3,9 млрд. А Ярослав Лиссоволик из Объединенной финансовой группы напоминает, что прошлой осенью американская ConocoPhillips приобрела 7,6% акций “ЛУКОЙЛа” за $1,988 млрд.

В прошлом году появилась “очень позитивная тенденция” – иностранцы начали активно скупать несырьевые активы, отмечает Лиссоволик. Норвежский концерн Orkla приобрел кондитерский холдинг “СладКо”, голландская Heineken – три пивных завода, американская Cargill вложила около $250 млн в сельскохозяйственные активы, бельгийская InBev потратила $650 млн на выкуп акций SUN Interbrew, а GE Consumer Finance купил 100% акций ДельтаБанка и т. д.

Но статистика все же отразила прошлогоднюю нервозность на фондовом рынке – объем иностранных портфельных инвестиций уменьшился на 17% по сравнению с 2003 г.

“Многие считают, что нельзя относить длинные кредиты к инвестициям, как это делает Росстат, но в российской действительности экономический смысл зарубежных заимствований подчас именно такой”, – полагает аналитик МДМ-банка Сергей Резник. Иностранцы стараются вкладывать деньги в российские компании через займы, а не взносы в капитал, чтобы избежать политических рисков и упростить бюрократические процедуры, поясняет он.