Новый претендент


Разжиться активами шатающегося под ударами государства “ЮКОСа” уже успели ТНК-BP и “Роснефть”. Первая купила долю в газовой компании “Роспан”. А “Роснефть” купила крупнейшую нефтедобывающую “дочку” “ЮКОСа” – “Юганскнефтегаз”.

Два опрошенных “Ведомостями” топ-менеджера “Татнефти” и сотрудница пресс-службы Transpetrol Миртина Мэри в пятницу не комментировали слова Путина. А представитель “ЮКОСа” указывает, что никаких переговоров с “Татнефтью” относительно акций Transpetrol компания не вела и “ЮКОС” не осведомлен о желании “Татнефти” заполучить их. По словам собеседника “Ведомостей”, словацкая компания никогда не фигурировала в списке активов “ЮКОСа”, подлежащих первоочередной продаже. Впрочем, начальник центра анализа рыночной конъюнктуры Газпромбанка Сергей Суверов указывает, что Путин вряд ли бы во всеуслышание говорил об интересе “Татнефти” к Transpetrol, не будь он на 100% уверен в желании компании купить долю “ЮКОСа”. “Очевидно, “Татнефть” уже обратилась к властям с просьбой согласовать эту сделку”, – предполагает эксперт. Суверов добавляет, что для продажи 49% акций Transpetrol согласия “ЮКОСа” не требуется – всеми арестованными активами компании распоряжаются судебные приставы.

В минувшую пятницу Владимир Путин сообщил о новом претенденте на активы опальной компании. На пресс-конференции по окончании визита в Словакию он заявил, что принадлежащую “ЮКОСу” долю в местном нефтепроводе хотела бы купить “Татнефть”. “Что касается наших компаний, которые хотели бы приобрести 49% акций, принадлежащих “ЮКОСу” в компании Transpetrol, то интерес к этой сделке проявила российская компания “Татнефть”, – цитирует “Интерфакс” слова Путина. Между тем еще накануне этой поездки президент оказался “совершенно не в курсе” проблемы. “Первый раз об этом слышу. Это, прежде всего, дело хозяйствующего субъекта, дело самого “ЮКОСа”, – цитировал во вторник “Прайм-ТАСС” слова Путина, выступавшего перед представителями словацких СМИ. – Я не знаю, собирается он продавать свои 49% или не собирается или что с ними там происходит”.

“Очевидно, у российского правительства есть желание не отдавать зарубежные активы “ЮКОСа” иностранным компаниям”, – полагает аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров. Он напоминает, что в ноябре прошлого года словацкое правительство обратилось к российскому с предложением начать переговоры о выкупе доли “ЮКОСа” в Transpetrol. Получается, что пятничным заявлением Путин отверг это предложение, говорит Нестеров. По его мнению, из слов президента можно сделать вывод, что активы “ЮКОСа” достанутся не только государственной “Роснефти”, но и частным нефтяным компаниям.

Суверов из Газпромбанка напоминает, что “Татнефть” давно пытается приобрести зарубежные активы – в последние годы компания безуспешно пыталась купить нефтеперерабатывающие мощности в Турции и Чехии. По его мнению, для “Татнефти” покупка доли в Transpetrol не лучший способ вложения средств. “При ограниченности средств компании следовало бы сосредоточиться на приобретении добывающих активов, поскольку ее собственные месторождения крайне истощены, – отмечает Суверов. – К тому же у “Татнефти” есть и незавершенные проекты в down stream – Нижнекамский НПЗ и “Нижнекамскшина”.