ВЕКТОР


Аппаратный пинг-понг

В российском правительстве на прошлой неделе вновь вспомнили о стратегии развития банковского сектора. Причем в пылу публичной перепалки членов кабинета: премьер попенял на то, что стратегия до сих пор не принята, а министр финансов Алексей Кудрин ответил, что документ уже больше полугода пылится в аппарате правительства без движения и попросил Михаила Фрадкова подписать его в кратчайшие сроки. Но директор финансового департамента аппарата правительства Антон Дроздов парировал: стратегия еще 10 февраля была возвращена в Минфин и обратно не поступала. Этот аппаратный пинг-понг, как и вся почти двухлетняя история принятия этого документа, наводит на мысли о том, что на самом деле нашим властям не до банковской стратегии. В истории страны она стала второй по счету, причем изначально была задумана на 2004–2008 гг. Хотя чиновники регулярно заявляют о важности реформ в банковском секторе и о том, что принципиальных претензий к проекту стратегии нет и что документ вот-вот будет принят, воз и ныне там. Правда, это не мешает внедрять в жизнь нормативные новации, заложенные в проекте. К примеру, Агентство по страхованию вкладов давно наделено функциями корпоративного ликвидатора неплатежеспособных банков, а Минфин недавно объявил о подготовленном законопроекте по потребительскому кредитованию.

Финиш первопроходца

Завтра замолчат телефоны абонентов старейшей российской сотовой сети. Проработав больше 13 лет, питерская “Дельта Телеком” c 1 марта закроет убыточную сеть стандарта NMT-450. Именно с этого стандарта начиналась история российской сотовой связи. Первый в стране звонок по сотовому телефону прозвучал именно в сети “Дельта Телекома” – это произошло 9 сентября 1991 г., а разговаривал по мобильному мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак. В те времена, чтобы стать абонентом сотовой связи, надо было отстоять в очереди и заплатить $4000. Минута разговора стоила около $1, а первый мобильный телефон годился разве что для перевозки в машине и весил около 3 кг. За первые четыре года работы “Дельта” подключила 10 000 абонентов, с пафосом отпраздновав это событие салютом из Петропавловской крепости. С тех пор сотовая связь ушла далеко вперед – количество российских абонентов исчисляется десятками миллионов, а NMT проиграл историческую битву стандарту GSM. Сегодня число NMT-абонентов “Дельты” сократилось до 3000 человек (в лучшие времена, пришедшиеся на 2000 г., питерская сеть NMT обслуживала 100 000 абонентов). “Дельта” стала первопроходцем трижды. В 2002 г. компания запустила первую в России сеть современного стандарта CDMA-450, указав путь дальнейшего развития десяткам региональных NMT-операторов. Этот стандарт и стал своего рода “могильщиком NMT” – компании, развивающие CDMA, старались перевести в новый стандарт и своих немногочисленных NMT-абонентов. А теперь “Дельта” первой закрыла свою NMT-сеть. Без сомнения, ее последователи вскоре сделают то же самое. “Московская сотовая” обещает закрыть NMT-сеть в этом году, а еще 60 региональных операторов этого стандарта – некоторые из них обслуживают лишь несколько десятков абонентов – прекратят свою работу по мере истечения срока действия лицензии.

Кого считать абонентом?

Этот, казалось бы, банальный вопрос поставил в тупик российских операторов сотовой связи (см. статью на стр. Б8). С проводной связью все достаточно просто – абонентов считают по количеству телефонных линий. И это логично: как правило, к каждой линии подключен телефонный аппарат. В сотовой связи, а точнее – в наиболее популярном в мире стандарте GSM, все несколько сложней. Носителем телефонного номера здесь выступает SIM-карта – маленький кусочек пластика с микросхемой, который можно вставить в разные телефонные трубки, а в одну трубку можно вставлять разные SIM-карты. Многие абоненты именно так и делают. А сотовые операторы традиционно считают абонентов по количеству “активных SIM-карт”. Это значит, что абонента, купившего три SIM-карты и меняющего их в своем телефоне, операторы учтут трижды. В результате статистика выходит довольно противоречивой – в Москве и области сотовой связью пользуется 104% населения, при этом в целом по России в конце 2004 г. было 74,3 млн активных SIM-карт, но лишь 45,3 млн работающих трубок. А согласно недавнему опросу, около 40% москвичей имеют две или больше SIM-карты. При этом ошибки в подсчетах абонентов чреваты для операторов серьезными имиджевыми потерями. Недаром сотовые компании столь трепетно относятся к своей абонентской статистике – ведь порой счет идет на доли процента. Так, летом прошлого года МТС обогнала “ВымпелКом” по количеству московских абонентов, однако к концу года “ВымпелКом” стал сокращать отставание. По итогам декабрьских продаж аналитики отдали пальму первенства “ВымпелКому”, но на следующий день МТС “нашла” 46 000 неучтенных пользователей (0,6% московских абонентов), что позволило компании сохранить лидерство в столице.