Избежать застоя


Еще в конце 1990-х гг. мир бизнеса предоставлял такие возможности многим менеджерам. Легче всего устраивались молодые специалисты, поэтому они толпами покидали большие компании. Но потом ситуация на рынке труда ухудшилась, и новые рабочие места исчезли. Сейчас рынок труда оживает, руководители охотнее идут на риск, а их опыт и знания снова становятся востребованными.

“Во времена спада люди боятся менять работу: вдруг на новом месте их постигнет неудача?” – объясняет Марк Сенеделла, президент и гендиректор интернет-службы по трудоустройству топ-менеджеров TheLadder.com в Нью-Йорке. Подъем на рынке труда добавляет работникам уверенности в собственных силах, утверждает он.

Сенеделла может опереться на собственный опыт. В 2002 г. он оставил пост старшего вице-президента по финансам и операциям интернет-службы HotJobs.com и летом 2003 г. открыл службу TheLadders.com. Однако вплоть до марта 2004 г. он работал бесплатно. Потом у менеджера появились заработки, но получал он примерно восьмую часть своей прежней зарплаты. “Зато я был в восемь раз счастливее”, – делится своими чувствами Сенеделла. Сейчас, спустя полтора года после открытия собственной фирмы, его зарплата приближается к той, что была у него в HotJob.com. Сейчас в его компании работают 45 человек.

Сенеделла рекомендует опытным руководителям, собравшимся поменять работу, задать себе несколько вопросов. Самый важный из них: будете ли вы более счастливы в маленькой компании? В начинающем бизнесе каждому работнику приходится выполнять сразу несколько ролей. “Я отвечал за вынос мусора, был вице-президентом по обслуживанию клиентов и возглавлял отдел по привлечению финансирования, – рассказывает Сенеделла. – Мне нравилась такая жизнь, но думаю, что она подойдет немногим”.

Топ-менеджеры привыкают к тому, что у них много подчиненных. Но в небольшой компании они сами вынуждены делать массу мелких дел, которыми не занимались уже лет 20. “Вам придется самому скреплять листы бумаги, а иногда даже выносить мусор”, – поясняет Сенеделла. А еще топ-менеджеры должны быть готовы к полному отсутствию бюрократических проволочек, которыми многие из них прикрываются, чтобы оправдать медлительность и ошибки.

47-летний топ-менеджер Кристофер Смит перешел в начинающую компанию TeleFone TV Network в Нью-Йорке, которая предоставляет услуги видеоконференций под торговой маркой TeVue. В октябре прошлого года он покинул пост старшего вице-президента и генерального менеджера американского регионального дистрибьютора мобильных телефонов и аксессуаров. Вспоминая свою карьеру, он понял, что самый ценный опыт приобрел, работая в небольшом консалтинговом агентстве в начале 1990-х гг. Ему нравилось выполнять множество разных обязанностей. Он решил вернуться в небольшой бизнес.

“Мне бы хотелось, чтобы в моем резюме было написано: “Он начал дело с нуля и сумел добиться большого успеха”, – рассказывает Смит. – Пока я не могу так сказать о себе”.

Он поменял работу в середине января. Зарплата Смита на 25% меньше, чем раньше, но у него “достаточно хорошая” доля в бизнесе, и он надеется, что со временем стоимость его акций значительно возрастет. Сейчас Смит работает 70 часов в неделю. Кроме того, его офис расположен в Нью-Йорке, а дом – в Далласе.

В новой компании работают всего 10 человек. Для сравнения: раньше Смит руководил 300 подчиненными. Зато он может с нуля создать корпоративную культуру компании. “Когда вы приходите на новое место работы, то сталкиваетесь с необходимостью вписаться в уже существующую корпоративную культуру”, – объясняет он. “Создание корпоративной культуры – очень интересная задача, вы получаете ни с чем не сравнимое удовольствие, если вам удается ее решить”, – говорит он.

Не стоит забывать, что работа в начинающей компании связана с риском. Поэтому необходимо все тщательно продумать. К примеру, 61-летний Чарльз Томпсон оставил пост вице-президента международной компании – разработчика ПО ради работы в небольшой компьютерной фирме Khimetrics. Но сначала он несколько раз встречался с новым работодателем. Томпсон хотел удостовериться, что сможет работать рука об руку с одним из основателей и топ-менеджеров компании.

“Я хотел убедиться, что он сможет мне доверять, – рассказывает топ-менеджер. – Я бы никогда не перешел в эту компанию, если бы понял, что не смогу сотрудничать с ее основателем”. Уверенность в том, что все будет нормально, появилась у него после многочисленных телефонных переговоров и личных встреч. Причем одна встреча превратилась в четырехчасовой ужин за бутылкой вина. В июне Томпсон приступил к работе в качестве вице-президента компании по исследованиям и разработкам. Теперь ему кажется, будто в него вдохнули энергию. “Я просто обожаю людей, с которыми работаю. Они так стремятся к успеху”, – говорит он. (WSJ, 15.02.2005, Мария Подцероб)