Салон больше, вещей меньше


Весенний антикварный салон (есть еще осенний и рождественский), как всегда, по срокам приближен к “женскому дню” (он продлится до 6 марта). Поэтому ювелирные украшения и разные на первый взгляд драгоценные безделицы занимают большую часть его пространства. Отчего женская часть пришедшей сюда публики пребывает в состоянии охотничьего азарта. Мужское же внимание захватило на открытии дефиле “Сладкий плен” – часть спецпроекта “Философия будуара”. И хотя старинное и стилизованное под старинное дамское белье, которое демонстрировали юные жеманницы среди расставленных шкафчиков, столиков, трюмо и пуфиков, выглядело удручающе чопорным, да еще показывалось за полупрозрачными занавесками, успех оно имело. Возможно, потому, что взгляд больше остановить было не на чем. Хотя весь джентльменский антикварный набор – мебель, иконы, портсигары, канделябры и картины в толстых рамах – на этом салоне был представлен во всей красе.

Правда, на этот раз обычной дискуссии на тему “сколько же здесь фальшаков” не было. Редкие ценные вещи потонули в таком океане подновленного мусора, что о подделках вопрос уже не стоял. Кто же будет подделывать, например, заурядную живопись безвестных советских художников, если цена оригинала микроскопична? А такой еще не старой, но уже пожухлой живописи на салоне было почему-то очень много, хотя к антиквариату она прямого отношения не имеет. Но что говорить об участниках-дебютантах, если такое солидное заведение, как “Антиквар Метрополь”, словно Собакевич, втиснувший в список мертвых душ Елизавету Воробей, среди разного рода изделий от Фаберже застенчиво поместил пару ювелирных фигурок здравствующего художника Михаила Шемякина.

Топ-лист салона с виду выглядит вполне пристойно. Начинается он с фамилии замечательного графика начала века Юрия Анненкова, но его коллаж “Идущий”, представленный галереей “Элизиум”, был только эскизом, черновой работой. Магазин военной истории вставил в топ-лист несколько предметов, принадлежащих Герингу, – очевидно, из чьих-то трофейных запасов. Так что кто-нибудь, возможно, и захочет приобрести его подарок Эмме Соннеман, “выполненный в форме герба” из бронзы, мрамора и нефрита. Хотя на нашем антикварном рынке всегда ценились вещи, которые могли бы выглядеть как собственное фамильное наследство – честная русская старина. А вот ее-то на салоне было не заметно.

Конечно, подлинные ценные вещи серьезные коллекционеры приобретают вне салона, хорошо зная рынок и основных его игроков, но еще пару лет назад в ЦДХ можно было встретить предметы действительно музейного уровня. Особый вес антикварному салону придавало и участие в нем зарубежных галерей. Теперь компания “Экспо-Парк. Выставочные проекты” их не приглашает – своим места не хватает. Антиквары в приватных беседах обычно сетуют, что ничего, кроме головной боли (в залах довольно душно), салон им не дает. Но в этом году желающих выкупить экспозиционную площадь было намного больше, чем места в залах. Все же, как удалось выяснить, во время салона можно получить новых клиентов. Это не заядлые собиратели, а желающие приобрести что-то для своего нового дома, который хочется наполнить если не раритетами, то просто старинными вещами. Но главное – участие в антикварном салоне придает вес самому участнику, как бы легализует его на рынке.

Спрос рождает предложение, на антиквариат спрос в последние годы стабильно растет, но товара от этого не прибавляется – старые картины к салону не напишешь, ампирную мебель не настругаешь. Хотя иногда кажется, что именно так и происходит.