“Быть первым не обязательно”


“Быть первым вовсе не обязательно”, – спокойно говорит Долл, добавляя, что свершившееся слияние лишний раз укрепляет его во мнении: на стальном рынке, долгое время остававшемся фрагментированным, наиболее эффективно работает стратегия агрессивного расширения. Ее, собственно, всегда и придерживалась Arcelor. “Я согласен с Mittal в том, что наша отрасль должна консолидироваться, – говорит Долл. – Сейчас перед нами открываются хорошие перспективы в Бразилии, в странах бывшего СССР, а в более долгосрочной перспективе – и в Индии”.

По его прогнозу, в ближайшие 5–10 лет Arcelor догонит Mittal, тоже присоединив к себе несколько тяжеловесов мирового масштаба, и доведет объемы производства до 100 т стали в год. Иными словами – в два раза больше, чем производит сегодня Arcelor или Mittal. Сейчас под руководством Долла Arcelor наращивает свои мощности на рынках Бразилии и Китая.

В Поднебесной Arcelor действует в партнерстве с японской Nippon Steel, которая занимает третью позицию на мировом рынке стали, и с крупнейшей китайской сталелитейной компанией Shanghai Baosteel Group. Все три готовятся создать совместное предприятие в результате сделки в размере $800 млн. В Бразилии в октябре 2004 г. Arcelor за $578,5 млн скупила акции миноритарных акционеров компании Cia Siderurgica de Tubarao и стала контролировать вторую по размерам компанию на бразильском рынке стали.

Кроме того, Arcelor, штаб-квартира которой базируется в Люксембурге, намерена участвовать в тендере по продаже турецкой госкомпании Eregli Iron & Steel Works. По словам Долла, Arcelor заинтересована и в покупке крупнейшей украинской сталелитейной компании “Криворожсталь”, которую украинское правительство намерено приватизировать заново. Правда, в приобретении тех же самых активов заинтересованы Mittal и еще несколько участников стального рынка.

Arcelor появилась на свет три года назад в результате слияния люксембургской компании Arbed, французской Usinor и испанской Aceralia. В то время Долл руководил подразделением Usinor по производству нержавеющей стали и сыграл в этом слиянии заметную роль. Когда Франсис Мер, председатель совета директоров Usinor, отправил Долла с поручением провести переговоры о слиянии подразделений Arbed и Usinor по производству нержавеющей стали, Долл проявил инициативу и повел переговоры о полном слиянии двух компаний. В результате начались секретные переговоры с участием Мера и председателя совета директоров Arbed Жозефа Кинша, который и предложил, чтобы Aceralia стала в этом слиянии третьей.

Гендиректором новой компании стал Ги Долл, в одно мгновение оказавшись во главе крупнейшей в мире сталелитейной компании (в Европе в каждом втором автомобиле используется листовая сталь Arcelor).

Долл родился в г. Мец в Восточной Франции, родственников, работающих в металлургической промышленности, у него не было. Отец Долла занимался производством окон, ему даже довелось реставрировать городской собор. В детстве Долл мечтал стать профессиональным футболистом, и до сих пор, прежде чем открыть финансовые газеты, он читает французский спортивный журнал Equipe.

“Стать преемником Франсиса Мера было непросто, – говорит Паскаль Лами, бывший комиссар ЕС по внешней торговле, о бывшем гендиректоре Arcelor, который впоследствии стал министром финансов Франции. – Франсис – авторитарный руководитель, Ги держится гораздо свободнее, но от этого он не менее целеустремленный. От него ничего невозможно скрыть”.

62-летний Долл проработал в Usinor 16 лет, посвятив большую часть этого времени разработке методов эффективного производства стали и внедрению новых технологий. Два года назад, когда Долл был уже гендиректором Arcelor, он объявил о постепенном выводе из эксплуатации неприбыльных доменных печей и прокатных станов. Это автоматически означало, что компания сокращает несколько тысяч рабочих мест в Европе. Неудивительно, что вскоре у головного офиса Arcelor собрались недовольные: они забросали офис камнями и бутылками, так что Долл и его сотрудники не могли выйти из здания. С тех пор отношения с профсоюзами стали лучше, в феврале Arcelor подписала новый договор о зарплате с тремя французскими профсоюзами.

По сравнению с другими отраслями сталелитейная промышленность остается в достаточной степени фрагментированной. На долю 10 крупнейших мировых производителей стали приходится менее 30% производства, а вот на долю 10 крупнейших производителей автомобилей – 95% мирового рынка. Примерно 70% продаж железной руды в мире контролируют бразильская Companhia Vale do Rio Doce и две австралийские компании – BHP Billiton и Rio Tinto. Поэтому, считает Долл, металлургам надо и дальше укрупняться, чтобы приобрести больше влияния на переговорах как с поставщиками сырья, так и с потребителями готовой продукции.

До сих пор Arcelor и Mittal вплотную друг с другом не конкурировали, но аналитики говорят, что такое положение сохранится недолго. Mittal недавно купила дешевые активы на недооцененных рынках, в том числе в Казахстане и Тринидаде. Эти заводы производят сталь для широкого применения, например для производства строительных опор. Arcelor производит высококачественную продукцию для автомобильной и упаковочной промышленности. Но недавнее приобретение International Steel Group позволит Mittal поставлять продукцию напрямую американским автопроизводителям. Высокий спрос на сталь, во многом связанный с ростом экономики Китая, в ближайшем будущем не должен допустить войны между Arcelor и Mittal. Но аналитики говорят, что в конечном итоге Mittal с ее низким уровнем издержек сможет по-настоящему потеснить Arcelor. (DJ, 17.02.2005, Екатерина Кудашкина, Татьяна Бочкарева)