ГОСУДАРСТВО И НЕФТЬ: Венесуэльский маятник


Россию и Венесуэлу сближают не только хорошие отношения их президентов – Владимира Путина и Уго Чавеса. Обе страны обладают богатыми запасами нефти, контроль над которыми стал решающим фактором экономического и политического развития двух стран. Вся современная история Венесуэлы связана с историей эксплуатации ее нефтяных ресурсов, которые впервые были открыты в начале ХХ в. Основным сюжетом этой истории были перипетии борьбы между государством и частными инвесторами за право разработки месторождений и условия распределения доходов от сбыта нефти.

До национализации 1976 г. нефтяные ресурсы в Венесуэле разрабатывались на основе концессий, среди владельцев которых сначала преобладали компании Великобритании, а с конца 1920-х гг. – корпорации США. Владельцам концессий принадлежало добытое сырье. Они же устанавливали на него цены. Доходы государства складывались из чрезвычайно низкой ежегодной концессионной пошлины, платы за недра (роялти), пропорциональной объему производства, и налога на прибыль. Общий размер доходов, которые получили в Венесуэле иностранные нефтяные корпорации с 1917 по 1975 г. (свыше $200 млрд), многократно превысил соответствующие поступления государства – около $45 млрд.

Государство постепенно ужесточало условия контрактов с иностранными компаниями. В 1959 г. правительство повысило налог на прибыль нефтяных компаний с 26% до 45%, а к началу 1970-х гг. – до 50% и выше. Стал меняться и порядок определения цен на нефть, после того как при активном участии Венесуэлы в 1960 г. была образована ОПЕК.

В 1976 г. вступил в силу подписанный президентом Карлосом Пересом закон о национализации нефтяной промышленности в Венесуэле. Период концессий кончился. Деятельность иностранных фирм теперь ограничивалась рамками сервисных контрактов и участием в разведке и разработке месторождений тяжелой нефти.

Итог национализации основной отрасли экономики был неутешительным. Венесуэла не смогла эффективно использовать создавшиеся благоприятные возможности для увеличения потенциала самостоятельной разработки нефтяных ресурсов, использования возросших поступлений от экспорта нефти для развития обрабатывающей промышленности, создания многоотраслевого хозяйства, снижения зависимости всех сторон жизни Венесуэлы от нефти.

Значительные средства были потрачены на реализацию плохо обоснованных и амбициозных проектов, субсидии и ссуды частным компаниям, запредельные заработки высших чиновников, в особенности тех, кто занимал руководящие посты в государственной нефтяной компании Petroleos de Venezuela SA (PDVSA). В стране процветала коррупция. Несмотря на высокие цены на нефть, вырос внешний долг.

Когда в конце 1980-х гг. нефтяные цены резко снизились, страна пережила экономический кризис. В 1989 г. Карлос Перес, ставший президентом страны во второй раз, начал осуществлять неолиберальную программу экономической стабилизации и структурной перестройки, разработанную по инициативе МВФ. Меры шоковой терапии вызвали массовое недовольство населения. Перес был отстранен от власти.

Недостаток собственных финансовых ресурсов государства на развитие нефтяной промышленности вынудил президента Рафаэля Кальдера вновь открыть эту отрасль для иностранцев. Восемь иностранных консорциумов были допущены к разведке и разработке месторождений легкой и средней нефти на условиях раздела продукции.

Условия контрактов оценивались экспертами как очень благоприятные для Венесуэлы. Доля государства в годовой выручке от продажи нефти по каждому контракту составляла от 86% до 92%, в то во время как в конце периода концессий оно колебалась от 50% до 70%. Для проведения разведки на участках, предоставленных инвесторам, правительству потребовалось бы 35 лет, а иностранным компаниям достаточно было от пяти до девяти лет. В случае обнаружения нефти за государством резервировалось до 35% акций создаваемого в этом случае совместного предприятия. Предусматривалось также, что 60% материалов и оборудования и 90% услуг закупается и производится на контрактной основе в Венесуэле.

С приходом к власти в 1999 г. Уго Чавеса вектор нефтяной политики вновь изменился. В январе 2002 г. вступил в силу закон, предполагающий усиление роли государства и увеличение налогообложения в нефтяной сфере. В предприятиях по разведке и разработке нефтяных месторождений доля государства установлена на уровне не ниже 51%. Значительно увеличена и плата за недра – роялти – с 16,7% до 30%, что заметно выше аналогичного показателя в других нефтедобывающих странах. Недовольный персонал PDVSA начал бастовать, но в длившейся почти два года борьбе с забастовщиками Чавесу удалось одержать победу: около 18 000 работников компании (т. е. почти половина ее персонала) в начале 2003 г. были уволены. Президенту удалось полностью поставить деятельность компании под свой контроль.

Продолжительность нового венесуэльского эксперимента зависит от уровня его поддержки внутри страны и за рубежом. Для приобретения новых сторонников внутри страны Уго Чавесу необходимо улучшать отношения с предпринимательскими кругами. А во внешних связях – пытаться компенсировать ухудшение отношений с США, развивая долгосрочное сотрудничество с Китаем, Россией и Индией. Результат этой политики мы увидим, когда маятник качнется в обратную сторону.