Реорганизация J.P. Morgan


Заплатив в 2003 г. $1,5 млрд за конфликт интересов между аналитическими и инвестбанковскими подразделениями, ведущие инвестиционные банки стали искать потенциальные конфликты в самых разных областях своей деятельности. Вчера J.P. Morgan Chase сообщил, что намерен вывести из состава банка подразделение по прямым инвестициям J.P. Morgan Partners. Участвуя в тендерах по покупке компаний, J.P. Morgan Partners порой оказывается конкурентом клиентов самого банка – независимых фондов прямых инвестиций и других фирм, которых он консультирует по слияниям и поглощениям.

Кроме того, руководители J.P. Morgan Chase и раньше высказывали намерение сократить объемы операций по прямым инвестициям, чтобы лучше контролировать капитал головного банка. J.P. Morgan Partners – один из крупнейших бизнесов по прямым инвестициям, принадлежащих инвестбанкам; активы под его управлением составляют $13 млрд, он имеет доли в 767 компаниях. В 2004 г. он заработал $1,4 млрд, однако до этого ситуация в J.P. Morgan Partners была очень тяжелой. В 2000–2001 гг. он потерял $2 млрд; из-за этого ему было трудно привлечь средства в свой первый фонд, ориентированный на сторонних инвесторов. Вначале J.P. Morgan Partners рассчитывал привлечь у них $5 млрд из необходимых $6,5 млрд, однако ему удалось получить лишь $1,7 млрд; оставшиеся средства в фонд вложил материнский банк. Сейчас фонд инвестировал 60% средств; J.P. Morgan Partners будет отделен от банка, когда они будут вложены в полном объеме.

J.P. Morgan Chase не перестанет заниматься прямыми инвестициями. Во-первых, он сохранит небольшое подразделение, доставшееся ему от Bank One после поглощения последнего в 2004 г. One Equity Partners имеет один фонд на $2 млрд и не участвует в тендерах. Кроме того, J.P. Morgan Chase сохранит свои инвестиции в фонде J.P. Morgan Partners на $6,5 млрд (это $4,8 млрд) и вложит еще 24,9% средств (около $1 млрд) в новый фонд, который вскоре будет сформирован.

Другие инвестбанки тоже избавляются от подразделений по прямым инвестициям: в декабре CSFB объявил о выделении в отдельную компанию подразделения DLJ Merchant Banking, ранее так же поступил Deutsche Bank. В результате единственным ведущим инвестбанком с собственным подразделением по прямым инвестициям останется Goldman Sachs.

Подобное развитие событий играет на руку независимым фондам прямых инвестиций, таким как Kohlberg Kravis Roberts и Blackstone Group. “Когда такие банки, как J.P. Morgan, конкурируют с нами, с ними становится сложно работать, если нужно получить совет по слиянию или привлечению средств”, – заявил недавно Уильям Прайс, партнер фонда прямых инвестиций Texas Pacific Group. В конце 2004 г. Texas Pacific проиграл тендер по продаже британской фармацевтической компании Warner Chilcott консорциуму фондов прямых инвестиций, который возглавляли соответствующие подразделения J.P. Morgan Chase и CSFB.

“[Независимые] фонды прямых инвестиций несут золотые яйца для инвестбанков”, – говорит Стив Пэгльюка, возглавляющий бостонский фонд Bain Capital. В прошлом году фонды провели сделок на рекордные $180 млрд; за консультации по этим сделкам они заплатили инвестбанкам по $300–450 млн. (WSJ, 1.03.2005, Михаил Оверченко)