Бары вместо гипермаркетов


До конца 2005 г. компания планирует открыть 10 торговых павильонов в формате “магазин у дома”, площадью от 50 до 200 кв. м, сообщил “Ведомостям” генеральный директор Сибирской пивоваренной компании (СПК, новосибирская “дочка” “Красного Востока”) Дмитрий Прохоров. Он утверждает, что компания претендует в основном на места в спальных районах Новосибирска и уже подала заявки на землеотвод.

За три года СПК надеется построить в Новосибирске 40 магазинов и 10 баров. Торговая марка магазинов пока не определена. Из алкогольных напитков в них будет продаваться только пиво “Красного Востока”. “Если проект окажется успешным, он будет транслирован на другие города”, – уточнил Прохоров. Совокупный объем инвестиций, по его словам, пока не утвержден.

А первый бар “Красный Восток” откроется уже 30 марта.

Заместитель гендиректора вино-водочного завода ВИНАП, владеющего собственной торговой сетью “Столица Сибири”, Леонид Нагайцев подсчитал, что при средней площади магазина 100 кв. м “Красный Восток” потратит на 40 магазинов не менее $6 млн.

Раньше “Красный Восток” собирался вложить в ритейл в Сибири гораздо большие суммы. В середине 2003 г. в интервью “Ведомостям” совладелец компании Айрат Хайруллин говорил о $35–40 млн в строительство супер- и гипермаркетов в течение двух лет. Вчера связаться с Айратом и Ильшатом Хайруллиными не удалось. Прохоров заявил, что новый формат розницы лучше соответствует стратегии компании.

Аналитик ОФГ Алексей Кривошапко считает, что производитель пива через собственную торговую сеть сможет продавать не более 4% от объема производства. Еще более категоричен начальник отдела по связям с общественностью “Балтики” Алексей Кедрин. Он считает, что развитие торговых и ресторанных сетей нерентабельно для пивного производителя. “Рестораны и магазины – непрофильный для заводов бизнес, он отвлекает значительные средства, но несущественно увеличивает продажи, – говорит Кедрин. – Такой проект можно использовать только для укрепления имиджа и повышения узнаваемости брэнда” Впрочем, сама “Балтика” совместно с ресторанным оператором “Лайт Лайф” планирует открыть в Москве до конца 2006 г. 10 заведений под вывеской “Балтика”. Об этом “Ведомостям” рассказывал совладелец “Лайт Лайф” Александр Орлов. Но Кедрин отказался комментировать этот проект.

Директор по репутации “Тинькофф” Оксана Григорова полагает, что проект “Красного Востока” актуален в свете нового закона “О рекламе”. “Это откроет компаниям возможности по раскрутке продукции, так как пивные рестораны не подпадают под ограничения закона, их можно рекламировать по традиционным каналам”, – пояснила она.

А Нагайцев с ВИНАПа предупреждает, что магазины, торгующие продукцией только одного производителя, окупить будет невозможно, потому что покупателям неинтересен такой узкий ассортимент. Более 50 винаповских “Столиц Сибири” продают продукцию разных производителей алкоголя.

Прохоров говорит, что в будущем не исключает привлечения соинвесторов в развитие своего ритейла. Проект “Красного Востока” понравился крупному производителю снеков, компании “Сибирский берег“. “Торговые павильоны в жилых микрорайонах – прямое попадание в нашу целевую аудиторию, – говорит начальник отдела по связям с общественностью “Сибирского берега” Константин Лыкин. – Нам было бы интересно изучить детали проекта”.