УРОКИ ЭКОНОМИКИ: Наши университеты


Российское правительство задумалось над идеей реструктуризации системы высшего образования. Предлагается сконцентрировать финансовые ресурсы на 10–20 “национальных” и еще 100–200 ведущих университетах.

Целью этого шага, видимо, является создание современных исследовательских университетов, которые могли бы восстановить престиж российского образования в мире.

Опыт других стран, и в первую очередь США – лидера в области науки, образования и интеграции науки и образования, показывает, что одних денег для достижения этой цели недостаточно. Нужно еще и исправление системы управления и стимулов внутри университетов.

Волшебный endowment

В рейтингах американских университетов по качеству исследований бросается в глаза безусловное лидерство частных заведений. Почему это так? Привычное объяснение “частные университеты богаче” не вполне удовлетворительно.

В Америке государственные университеты имеют доступ ко всем тем же источникам финансирования, что и частные, плюс государственный бюджет. Безусловно, государственные университеты не могут назначать слишком высокую плату за обучение, но вопреки распространенному мнению плата за обучение не является существенным источником дохода ведущих частных университетов.

В бюджете Принстонского университета плата за обучение составляет лишь около 20% всех доходов, а всем нуждающимся студентам (таких больше половины) предоставляются скидки или даже полное освобождение от платы.

Главное преимущество частных университетов – это более гибкая и эффективная система управления, которая позволяет обеспечить им “инвестиционную привлекательность” и привлечь большее количество пожертвований, чем в бюрократизированных государственных университетах.

Ключевую роль в управлении университетами играют советы, которые называются в разных университетах по-разному – советы попечителей, наблюдательные советы или даже “корпорации”, но играют одну и ту же роль.

Именно совет отвечает за соответствие деятельности университета его миссии. Поэтому неудивительно, что совет принимает активное участие в деятельности университета, а президент университета (аналог нашего ректора) подотчетен совету в той же или даже в большей степени, чем генеральный директор корпорации – совету директоров.

Совет, в частности, отвечает и за разумное использование привлеченных средств. Не случайно ведущие частные университеты – это как раз те, которым удалось накопить самый большой капитал (endowment), проценты с которого позволяют финансировать до 40% расходов университета. Endowment Гарварда составляет $19 млрд (на 19 000 студентов), Принстона – $9 млрд (на 6000 студентов), Массачусетского технологического института – $5 млрд (на 10 000 студентов).

Наличие такого долгосрочного источника финансирования, как endowment, позволяет поддерживать систему высокооплачиваемых пожизненных (tenure) и долгосрочных (tenure-track) контрактов для профессоров. Именно система tenure-track/tenure и обеспечивает правильные стимулы для передовых научных исследований.

Долгосрочный горизонт дает ученому возможность сконцентрироваться на серьезных научных проектах, а не на тех, которые дают быстрый, хотя и не прорывной результат. Безусловно, получатели пожизненных контрактов проходят очень жесткий отбор. Зато, получив такой контракт, старшие профессора больше не опасаются конкуренции со стороны молодых талантливых коллег, а, наоборот, помогают им; так от научной репутации всего университета в конечном счете зависит его процветание. Кроме того, молодые ученые, которые стремятся получить пожизненный наем, вынуждены работать с наибольшей отдачей. А ведь производительность ученого максимальна как раз в молодости.

Как и в случае с акционерными обществами, чем лучше корпоративное управление, чем подотчетнее и прозрачнее менеджмент, чем активнее и компетентнее совет директоров, тем легче привлечь внешние ресурсы, тем больше будет endowment.

С другой стороны, оценить качество работы ректора университета не так легко – в отличие от гендиректора корпорации: простых критериев эффективности нет. Кроме того, работа ректора, скорее всего, принесет плоды через десятилетия.

Именно поэтому так важно сформулировать миссию, сформировать стратегический план с измеримыми показателями успеха и создать совет, который сможет следить за выполнением миссии и стратегического плана. Это предъявляет к членам совета исключительно серьезные требования. Члены совета должны знать, как устроена научная и преподавательская работа, как управлять большой организацией и финансировать ее. Они должны быть лично обеспечены для того, чтобы иметь возможность уделять работе в совете много времени и заботиться в первую очередь о своей репутации, а не о материальных благах. Кроме того, работа в совете должна быть исключительно престижной в обществе.

Отличный шанс России

Можно ли воспроизвести успех частных американских университетов в российских государственных? Нет никаких причин полагать, что это невозможно.

Во-первых, и в США те штаты, которые задались задачей построения ведущих госуниверситетов, вполне с ней справились. Штаты Среднего Запада – Мичиган, Висконсин, Миннесота построили госуниверситеты, которые входят в первую или вторую десятку по различным дисциплинам.

Калифорния создала разные системы стимулов для преподавательских университетов (California State University) и элитных исследовательских университетов (University of California). Последние (особенно Беркли и UCLA в Лос-Анджелесе) на равных конкурируют с частными университетами.

Во-вторых, у России – как раз сейчас, при наличии замечательной внешнеэкономической конъюнктуры, – есть средства для формирования начальных капиталов исследовательских университетов.

В-третьих, у нас наконец появляются возможности для формирования эффективных советов. Первое поколение успешных предпринимателей и топ-менеджеров начинает отходить от дел, а эмигрировавшие в Америку и Западную Европу ученые достигли достаточно многого в своей научной карьере для того, чтобы принять участие и в судьбе своих российских alma mater. Поэтому нет сомнений в том, что при желании нам удастся создать если не 200, то хотя бы 20 эффективных и компетентных советов.