Закон о самих себе


Проект закона о правовых гарантиях оппозиционной деятельности внесли в Госдуму четверо депутатов из “Родины” во главе с лидером фракции и одноименной партии Дмитрием Рогозиным. “Действующее законодательство не учитывает особенностей деятельности политических сил, находящихся в оппозиции к действующей власти”, – пишут авторы законопроекта в пояснительной записке. Исправить это “родинцы”, в частности, предлагают наделением оппозиционных партий особыми правами. Причем этому должно предшествовать решение партийного съезда о переходе в оппозицию и регистрация “оппозиционного статуса” в Минюсте.

Оппозиционной по замыслу “родинцев” вправе признаваться партия, фракция которой контролирует не больше половины голосов в Госдуме. Но если хотя бы один из членов партии является министром, статуса оппозиционной она иметь не может.

Оппозиционерам должны быть предоставлены квоты в руководстве Госдумы – посты вице-спикеров и председателей комитетов. Заодно за депутатами-оппозиционерами нужно закрепить права “выступать по всем рассматриваемым Госдумой вопросам”, направлять запросы и вопросы представителям исполнительной власти. Более того, председателя правительства предлагается обязать регулярно встречаться с лидерами оппозиции. А государственные СМИ, считают “родинцы”, должны выделять оппозиционерам эфирное время и печатные площади, обязательно публиковать их мнения о принятых Госдумой решениях.

Через нормы, обязывающие предоставлять оппозиции посты председателей комитетов и вице-спикеров, “родинцы” пытаются законодательно вернуть практику 1994–2000 гг., когда руководящие кресла в Госдуме распределялись по т. н. “пакетным соглашениям”, говорит профессор кафедры политических наук Российского университета дружбы народов Юлий Нисневич. Тогда ни одна фракция или депутатская группа не имела большинства голосов и посты вице-спикеров и председателей комитетов так или иначе доставались всем. А после формирования “Единой Россией“ по итогам выборов 2003 г. парламентского большинства оппозиции в лице ЛДПР, КПРФ и “Родины” дали только три вице-спикерских должности. Себе “единороссы” забрали спикерскую, семь вице-спикерских и все председательские должности.

У законопроекта “родинцев” нет “предмета для регулирования”, считает председатель думского комитета по регламенту “единоросс” Олег Ковалев. Он напоминает, что “любой депутат и сейчас имеет право на депутатский запрос, оппозиция представлена на уровне вице-спикеров, она имеет право точно так же вносить законопроекты, а СМИ активнее освещают точку зрения оппозиции, чем думского большинства”. Ковалев “очень сомневается”, что “Единая Россия” поддержит законопроект.

“Оппозиция в целом вещь очень полезная, но лишь в том случае, если она конструктивна”, – считает депутат и член президиума генсовета “Единой России” Владимир Мединский. Он не берется предсказать, будет ли голосовать за законопроект фракция, но соглашается с Ковалевым, что многие предлагаемые “родинцами” нормы уже есть в действующих законах. А другой высокопоставленный “единоросс” говорит, что разумно было бы “отдать” оппозиции пост председателя Счетной палаты. “Если тратит бюджетные деньги правительство, с которым солидарна партия власти, то контролировать должна оппозиция”, – допускает он.

Секретарь ЦК КПРФ по правовым вопросам Вадим Соловьев называет идею Рогозина и его товарищей “не новой”. В прошлых составах Думы коммунисты не один раз пытались инициировать подобные проекты. “Закон, который бы регламентировал права и обязанности оппозиции нужен, но внесенный проект кажется мне сыроватым”, – говорит Соловьев. Он допускает, что совет Госдумы даже не вынесет его на пленарное заседание.

А зампред “Яблока” Сергей Митрохин считает, что невозможно юридически точно определить критерии “оппозиционности”. “Например, член “Яблока” возглавляет федеральное ведомство [Игорь Артемьев руководит ФАС], но при этом партия выступает абсолютно оппозиционно нынешнему курсу, – рассуждает Митрохин. – А есть пропрезидентские партии, не имеющие представителей в правительстве”.

Митрохин уверен, что полезнее было бы добиться исполнения уже действующих законов, предусматривающих равные права всех партий, всех депутатов. “Что толку принимать новый закон?” – недоумевает “яблочник”. И “единороссы”, и Митрохин с Соловьевым предполагают, что Рогозин просто пытается создать очередной информационный повод, “сделать PR”.