Деньги для элиты


Последствия летнего кризиса, когда многие участники рынка межбанковского кредитования свернули операции, не стали бы столь болезненными, если бы банки имели возможность кредитоваться в ЦБ. Об этом неоднократно говорили сами банкиры. Руководители ЦБ обещали банкам упростить доступ к рефинансированию.

Сначала был расширен список ценных бумаг, которые могут служить обеспечением кредитов: к облигациям Минфина, Банка России и Москвы добавились обязательства Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и Московского ипотечного агентства. На просьбы банкиров добавить к ним корпоративные облигации первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев пообещал, что вскоре ломбардный список будет расширен за счет бумаг с рейтингом инвестиционного уровня одного из международных агентств.

Впрочем, банкирам этого недостаточно. При возникновении кризисных ситуаций самые ликвидные активы из ломбардного списка можно продать или заложить. Занимать у ЦБ банки хотели бы под залог кредитных портфелей, векселей и корпоративных облигаций. В декабре на совещании в ЦБ Улюкаев заверил банкиров, что вскоре регулятор выпустит новый порядок представления кредитов банкам.

По действующему сейчас порядку требуется обеспечение, которого зачастую у банков просто нет. А сама процедура столь громоздкая, что к ней стремились не прибегать до самого последнего момента, отмечает вице-президент Ханты-Мансийского банка Владимир Мехряков. Если же банк испытывает серьезные трудности, то о помощи ЦБ можно и не мечтать. Ведь после того, как за выдачу стабилизационного кредита СБС-Агро на скамью подсудимых угодил чиновник московского теруправления ЦБ, рисковать в Банке России никто не хотел.

Однако недавно банкиры получили проект обновленного постановления ЦБ с правилами выдачи кредитов, имеющийся в распоряжении “Ведомостей”. Нового в документе, ориентированном на разовые сделки, немного. К сожалению, это совершенно не то, что хотелось бы видеть, резюмирует начальник аналитического отдела банка “Зенит” Данила Левченко.

По замыслу ЦБ обеспечить кредит банки могут либо поручительствами своих коллег, либо требованиями к своим клиентам в виде векселей и кредитных договоров. Но ЦБ устроят только те клиенты, у которых есть международный рейтинг, причем уступающий инвестиционному не более чем на две ступени. “Смягчение не сильное, в России таких заемщиков немного”, – признает старший вице-президент ассоциации региональных банков “Россия” Ольга Масленникова. Но рассчитывать банкирам на поддержку своих коллег не стоит, поскольку документ запрещает выдавать кредиты банкам, уже выступившим поручителями. “В ситуации кризиса на рынке такие гарантии никто не даст, ведь каждый хочет иметь в запасе возможность обратиться за поддержкой в ЦБ”, – отмечает Мехряков.

В “России” предлагают внести в документ коррективы, предусматривающие увеличение срока кредитования с одного до трех лет. А для стимулирования кредитования банками определенных отраслей условия рефинансирования этих кредитов должны быть зеркальными по сравнению с условиями их выдачи предприятиям, отмечает Масленникова. Но форсировать события банкиры не хотят. “Прогресс есть. Надо наработать практику использования таких кредитов, а уже затем идти по пути снижения требований”, – считает Масленникова.

Первые кредиты должны быть гарантированно возвратными для ЦБ. Но главное – продолжать либерализацию и дальше, отмечает вице-президент МДМ-банка Виктор Жидков. Левченко предлагает объединить краткосрочное рефинансирование под залог ценных бумаг и кредитование под залог кредитов и векселей в одну систему. Начальник казначейства Пробизнесбанка Филипп Самарец говорит, что банкам среднего размера было бы интересно привлекать короткие кредиты сроком до месяца. Причем они могут быть и без обеспечения, поскольку ЦБ может установить по ним лимиты исходя из оборота банка по корсчету.