Министры против Миллера

Д.Гришкин

Это заявление озадачило экспертов – они затруднились предположить, как можно рассчитать стоимость брэнда “Газпрома”. Аналитику Альфа-банка Анне Бутенко вообще непонятно, зачем нужна реклама монополисту. “Они [“Газпром”] могут называться как угодно – газ все равно будет продаваться”, – вторит директор департамента оценки стоимости брэнда BrandLab Юлия Самсоненко.

Источник в администрации президента не исключил, что атака на Миллера могла быть вызвана разногласиями между “Газпромом” и “Роснефтью” относительно схемы слияния компаний (см. статью на стр. А1). “Обвинив Миллера в неэффективной работе, можно изменить условия сделки”, – рассуждает собеседник “Ведомостей”. Но представитель “Газпрома” называет вчерашнюю критику шефа обычным рабочим обсуждением.

Что ни делает “Газпром”, все он делает не так. К такому выводу пришли вчера участники заседания правительства, посвященного бюджету концерна на 2005 г., и премьер-министр Михаил Фрадков отправил финансовый план “Газпрома” на доработку.

Министры атаковали Миллера со всех сторон. Едва он закончил доклад о планах компании, как его главный оппонент, министр экономического развития Герман Греф, заявил, что документ необходимо “серьезным образом доработать”. Грефа беспокоит непомерный рост расходов на транспортную инфраструктуру при сокращении затрат на добычу газа, из-за чего, по оценке Грефа, добыча за два года выросла всего на 1%. “Фактически прирост добычи осуществляется не за счет собственных усилий “Газпрома”, а путем приобретения новых активов, в частности ЗАО “Стимул”, – резюмировал Греф.

Министра природных ресурсов Юрия Трутнева также волнует, что “Газпром” вводит меньше новых мощностей, чем добывается газа, например, на 2008 г. отложен ввод Бованенсковского и Харисовайского месторождений. “Каждую просроченную лицензию мы отзываем”, – напомнил Трутнев. Без учета недавно купленного “Пургаза” добыча в 2004 г. снизилась бы на 0,2 млрд куб. м, говорится в проекте бюджета “Газпрома” на 2005 г.

“Газпром” логично делает упор на развитие транспорта, – поддерживает компанию аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. – В газовом бизнесе, в отличие от нефтяного, гораздо большую маржу приносит транспорт, а не добыча. Инвестировать в добычу смогут и независимые производители. Если у “Газпрома” останется труба, он будет зарабатывать много независимо от того, кем был добыт газ”.

Возмущался Греф и тем, что “Газпром” умудряется во время высоких цен на нефть наращивать задолженность. “Вопрос, когда планируется ее снижать – в период падения нефтяных цен?” – съехидничал министр. Государство не может проанализировать затраты монополии, подлил масла в огонь депутат Валерий Зубов.

“С этим спорить тяжело”, – говорит Лукашов. Он указывает, что, согласно отчетности монополии за девять месяцев 2004 г., ее операционные расходы выросли за год на 19% до 498,8 млрд руб., а чистый долг – на 66,3 млрд руб. до 492,2 млрд руб.

А министра финансов Алексея Кудрина возмутил рост управленческих расходов в 2,5 раза по сравнению с 2003 г. Сотрудник “Газпрома” объясняет это резким ростом арендной платы. Но Кудрин отмечает ежегодный рост зарплаты в “Газпроме” на 20–30%.

Бурю негодования у чиновников вызвало предложение Миллера повысить тарифы на газ в 2006 г. на 22% вместо ранее запланированных 11% (см. статью на стр. А3) – его поддержал лишь глава Минпромэнерго Виктор Христенко.

Зубов попенял Миллеру на высокие расходы на рекламу – $20 млн на 2005 г. Глава “Газпрома” ответил, что эти деньги идут на продвижение брэнда компании, который, по его словам, независимый оценщик оценил в $400 млн.

Озвученную Миллером стоимость брэнда “Газпрома” в $400 млн эксперты считают справедливой. Это всего около 0,5% стоимости “Газпрома”, говорит представитель Interbrand Ник Лиддл, напоминая, что у некоторых компаний, например Coca-Cola, стоимость брэнда превышает 30%. Coca-Cola лидирует в рейтинге Топ-100 мировых брэндов за 2003 г., подготовленном Interbrand и журналом Business-Week, – $67,4 млрд. В рейтинге доминируют потребительские брэнды – McDonald’s, Marlboro, Gillette, Toyota и др. Единственный “нефтегазовый” брэнд в рейтинге – BP (69-е место, $3,7 млрд). Брэнды российских нефтяных компаний, по мнению Самсоненко, могут стоить сотни миллионов долларов.