Проект “Б”: Суп цивилизаций


На что больше похожа Америка – на плавильный котел, томатный суп или салат? Задавшись этим вопросом, Сэмьюэл Хантингтон (автор знаменитого “Столкновения цивилизаций”) написал новую книгу – “Кто мы?” (Who are We?). Речь идет о болезненном для западного мира вопросе – может ли “главная” национальная культура сосуществовать с множеством укрепляющихся иммигрантских субкультур.

Считается, что традиционный для США образ плавильного котла становится все менее актуальным и уступает место “салату”, т. е. мультикультурализму. Ингредиенты салата сохраняют все свои свойства – в новом целом они остаются различимыми.

Но Хантингтон полагает, что США лучше быть томатным супом. Ингредиенты придают целому новые оттенки, служа приправами и обогащая его, но не забивая основного вкуса – томатного. Этот главный вкус Америки был определен отцами-основателями, написавшими конституцию и создавшими институты государства. То есть национальная идентичность, считает Хантингтон, может включать в себя некоторый набор субкультурных ценностей, но набор этот не безграничен. К примеру, образование должно быть национальным. В чем, например, цель двуязычного образования – в том, чтобы облегчить иммигрантам вхождение в новую среду, или в том, чтобы не давать им стимула вливаться в общую культуру?

В Европе позиции мультикультурности отстаивают лидеры национальных меньшинств и либеральные интеллектуалы, к примеру Рональд Дворкин. Но молчаливое большинство думает иначе. По данным Хантингтона, рядовые члены иммигрантских сообществ, в отличие от своих лидеров, стремятся к ассимиляции. Большинство приезжих хотело бы, чтобы их дети владели языком принявшей их страны как родным и стали полноценными членами “большого” общества, а не только своего национального меньшинства.

Но высказывать это мнение вслух очень долгое время было не политкорректно – дерзнувший говорить об этом сразу получал ярлык расиста. Поэтому критика мультикультурализма была отдана экстремистам и городским сумасшедшим. Теперь молчание по этому неудобному вопросу нарушается даже в Европе.

В Нидерландах, стране традиционно либеральной по отношению к приезжим, будет введен экзамен на знание языка и национальной культуры для постоянных резидентов. Правительство Дании получило поддержку избирателей благодаря политике ограничения иммиграции. Во Франции принятие закона, запрещающего ношение хиджабов и других религиозно-этнических атрибутов, стало декларацией того, что это государство предпочитает быть “томатным супом” а не “салатом”. Это декларация того, что характерным признаком французскости является верховенство французского языка и культуры над этническим происхождением его носителей. Даже Герхард Шредер как-то заметил, что Германия не может быть сразу несколькими параллельными обществами.

Около полувека позорное наследие расовой сегрегации в США и геноцида меньшинств в нацистской Германии не позволяло всерьез обсуждать эти важнейшие политические вопросы. Постепенное исчезновение этих табу позволяет начать разговор о создании такого общества, которого хотели бы большинство американцев и европейцев: нерасистского, гостеприимного к иммигрантам, к тем, которые стремятся внести свой вклад в единое целое и гордятся историей и ценностями своей новой родины.