За тюремной стеной


Осенью прошлого года знаменитая Марта Стюарт, гендиректор компании Martha Stewart Living Omnimedia, заключила со своим работодателем пятилетний контракт. Это произошло незадолго до того, как она отправилась отбывать наказание за обман федеральных органов, которые расследовали обстоятельства продажи акций компании ImClone Systems в декабре 2001 г. Справедливости ради стоит отметить, что в местах лишения свободы Стюарт не получала зарплаты. Но уже на следующей неделе после ее освобождения компания снова начнет выплачивать ей зарплату и бонусы, общий размер которых составляет $1,4 млн в год.

Эндрю Уидерхорн, бывший гендиректор финансовой компании Fog Cutter Capital Group, получит от своего работодателя компенсацию в размере $5,5 млн. Кроме того, ему возместят зарплату, которую не выплачивали в течение полутора лет, пока он сидел в тюрьме.

Еще один счастливчик – дизайнер обуви Стивен Мэдден. До 2001 г. он руководил компанией Steven Madden, а потом был осужден на три с половиной года по обвинению в отмывании денег и махинациях с ценными бумагами. Тем не менее в местах лишения свободы он продолжает получать зарплату $700 000 в год. Федеральные законы США запрещают заключенным вести бизнес, но не накладывают ограничений на выплату им зарплат.

В период с июля 2002 г. по июль 2004 г. межведомственная комиссия по корпоративным преступлениям при Министерстве юстиции США рассмотрела дела более 60 руководителей компаний, обвиняемых в разных видах мошенничества, и объявила виновными или добилась соответствующего приговора суда еще для 500 простых служащих компаний. Конечно, далеко не все осужденные руководители получают финансовую поддержку от организаций, которые они раньше возглавляли. Стюарт, Уидерхорн и Мэдден относятся к счастливому меньшинству.

Особенно выделяется на общем фоне Стюарт, которая, выйдя на свободу, будет работать над целым рядом проектов в компании, в том числе над съемками двух новых телесериалов. И все же трех руководителей связывает нечто общее. Советы директоров их компаний хотят, чтобы гендиректора продолжали играть роль в организациях и после выхода из тюрьмы. По американским законам отбывшие срок руководители могут вернуться на прежнее место работы. Однако иногда американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) препятствует их переизбранию на пост гендиректора. Так, например, Мэдден заключил в мае 2001 г. соглашение с SEC, в котором обязался не занимать кресло гендиректора в течение последующих семи лет.

В сентябре прошлого года Стюарт заключила соглашение с Martha Stewart Living Omnimedia, по которому компания в том же месяце выплатила ей $200 000. Затем в середине сентября Стюарт выплатили $500 000 за то, что она разрешила компании снимать в телевизионных роликах и фотографировать для журналов ее личную недвижимость. 8 октября она отправилась в места лишения свободы.

Следует уточнить, в тюрьме Стюарт не получала зарплату, бонусы или доходы с ценных бумаг. В Martha Stewart Living Omnimedia утверждают, что в этот период сохраняли за Стюарт ее соцпакет и не демонтировали систему сигнализации, установленную компанией в ее доме. В контракте записано, что она получит $100 000, как только вернется на работу. Кроме того, Стюарт вновь сможет летать за счет компании первым классом, и в ее распоряжении будет находиться служебная машина с водителем.

Как и Стюарт, Уидерхорн, один из основателей и генеральный директор компании Fog Cutter, был осужден за преступления, не связанные с бизнесом, которым он руководил. Уидерхорна обязали оплатить $2 млн убытков, к которым привели налоговые махинации, когда он возглавлял финансовую компанию Wilshire Financial Services Group. Тем не менее совет директоров Fog Cutter принял решение не только компенсировать Уидерхорну заплаченные им $2 млн, но и оставить его на полном обеспечении в течение срока заключения. Лэнни Дэвис, юрист компании Fog Cutter, рассказывает, что в 2004 г. Уидерхорну была выплачена зарплата в размере $350 000, а также двухмиллионный бонус. Такую же сумму он получит и в нынешнем году.

Стивен Мэдден, основатель обувной компании Steven Madden, потерял пост гендиректора, после того как в мае 2001 г. признал себя виновным в преступлении, связанном с махинациями с ценными бумагами. Незадолго до этого Мэдден был назначен креативным директором компании. Адвокат Мэддена Джоель Виноград утверждал в то время, что в тюрьме Мэдден не собирается заниматься дизайном обуви. По условиям десятилетнего контракта Мэддену гарантирована заработная плата в размере около $700 000 в год.

Контракт с Мэдденом по-прежнему необыкновенно ценен для компании, утверждают ее представители, поскольку в нем закреплены права компании на торговую марку, содержащую имя основателя. Кроме того, он позволяет расширение брэнда в смежные области в США и за рубежом. Как утверждает Виноград, по окончании тюремного срока Мэдден планирует вернуться к обязанностям креативного директора компании. (WSJ, 2.03.2005, Мария Подцероб, Андрей Руденко)