НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Что-то неземное


Современный художник перестал быть автором картин. Он манипулирует объектами, которые создает современная культура. Критикует анонимные образы ее повседневности – от рекламы и дизайна до политической и религиозной пропаганды. Что альбом-путеводитель “Московский концептуализм” подтверждает уже своим оформлением. Книга упакована под авангардную обложку (черный квадрат) и золотой обрез в духе сакрального фолианта. Картинки имеют игровой характер, тексты напичканы наукообразными выражениями вроде “дислокация искусства в плоскости вне его потребления”.

Это, конечно, затрудняет первое знакомство со школой “московского концептуализма”. Но, взятое в единстве книги, не противоречит ее собственным установкам. Поскольку концептуализм всегда работал с удаленными образами и понятиями в рамках одного художественного проекта, освобождая из них “неземную” энергию наглядного смысла.

Книга заполняет в основном академическую нишу. Она комментирует и показывает особенности главного направления в русском искусстве второй половины ХХ в. И совершенно не передает спонтанности живого перформанса. Где участие столь же важно, как лицезрение. Иными словами, можно напечатать комикс “Жизнь и смерть Черного квадрата” Никиты Алексеева, но нельзя передать атмосферы Битцевского парка, где он был впервые представлен. Романтику одиноких сердец и хруст снежка под каблуком. Реплики зрителей. Привкус измены и авантюры.

Как и было сказано, альбом состоит из текстов и проектов. И это правильно, поскольку “московский концептуализм” приравнял слово к штыку, а штык – к слову.

Предваряют альбом теоретические очерки Вадима Захарова, Екатерины Деготь, Андрея Монастырского и Бориса Гройса – главных комментаторов современного искусства. Далее следует описание проектов и групп, которые функционировали в рамках направления. Это прежде всего “Коллективные действия”, “Мухомор”, “Донской – Рошаль – Скерсис”. А также художники Илья Кабаков, Комар и Меламид, Юрий Лейдерман, Иван Чуйков, Виктор Пивоваров, Дмитрий Пригов и другие.

Фотосессии перформансов – и репродукции инсталляций – перемежаются словарем терминов, разработанных школой. Вот характерные образцы этой терминологии. “Лыжник” – одна из основных дискурсивных фигур, репрезентирующих “скольжение без обмана” (вторая фигура – Колобок)”. “Гнилые места золотого нимба” – наиболее сакральные места любых идеологий, подвергаемые эстетической критике”. “Это что-то неземное” – восклицание, имеющее единственный смысл отстранения, устранения от навязываемой оценки путем ритуального использования пустых, пустотных форм определения степени духовности”.

Завершают альбом “Тексты”, где собраны высказывания самих художников. В целом выход данной книги можно расценивать как роскошное надгробие на могилу школы “московского концептуализма”. Которая, по правилам школы, оказалась пуста. Отсюда легкий привкус разочарования у читателя. Которое моментально сменяется неземной радостью, что у “московского концептуализма” большое будущее. Поскольку на смену советской идеологии пришла агрессивная – и куда более талантливая – постсоветская.

И мы это видим.