Три в одном


Но те ли самые вдохновенные жрецы “земли, ветра и огня”, записи которых в свое время почитал необходимым иметь в коллекции всякий продвинутый отечественный рок-меломан, предстали перед российскими зрителями? Стиль фанк, в русле которого, несмотря на периодические экспериментальные отклонения, протекало все эти годы магистральное движение группы, подразумевает, как правило, значительный исполнительский состав. Отвечающая за джазовые обертоны духовая секция, могучий отряд ударников и перкуссионистов, питающийся от древних африканских первоистоков, электрифицирующая общий процесс ритм-энд-блюзовая группа.

Так вот, из дюжины музыкантов, вышедших на сцену Государственного Кремлевского дворца, к категории отцов-основателей коллектива могут быть отнесены трое (процент по-нынешнему не такой уж плохой). Это главная пружина шоу – гибкий и сверхподвижный бас-гитарист Вердин Уайт, юркий Ральф Джонсон, успевающий в равной мере продемонстрировать и свои вокальные данные, и мастерство ударника, и конечно же Филипп Бейли, чей переливчатый и периодически взмывающий к фальцетным вершинам голос по праву – как принято выражаться в подобных случаях – стал визитной карточкой коллектива.

Все остальные исполнители, каждый из которых по законам концерта имел право на свои “пять минут славы”, т. е. на просцениумное соло, показали себя в общем также достаточно мастеровитыми и изобретательными фанкменами. (Особенно колоритно смотрелся среди “черных братьев” недавно примкнувший к группе гитарист Вадим Зильберштейн from Russia, который с легким брайтонским акцентом поблагодарил собравшуюся публику за ее отменный вкус.) И весь полуторачасовой концерт прошел, собственно, так, как он и должен был по идее пройти – прославленные хиты перемежались с композициями, навеянными последними музыкальными течениями, в частности всякого рода техновлияниями. И публика, достаточно разношерстая (как это свойственно подобным музыкально-ностальгическим мероприятиям), в конечном итоге завелась, украсив финальные песни выступления активными пританцовываниями в проходах концертного зала. И достаточно бойко раскупались по окончании мероприятия CD и DVD группы. Одним словом, вечеринка удалась. Прикосновение к легенде, коего многие из поклонников ожидали десятилетия, прошло как по маслу.

Другое дело, что все происходящее выглядело, по гамбургскому счету, своего рода глобальной имитацией. За эти три с половиной десятилетия, отмеченных многократными обновлениями состава, художественными метаниями и творческими паузами, из музыки, исполняемой Earth, Wind & Fire, едва ли не подчистую ушло то, что называется “драйв”. Или, если угодно, “душа”, если дословно перевести на русский понятие “соул”, прямым и верным наследником которого является, по идее, фанк-движение. Какие-то по-настоящему сильные и пробирающие до глубины души отдельные инструментальные фрагменты тонули в общем бодряческом мельтешении и усредненном ритмизированном умца-умца. Три глобальные стихии, которые духовный отец группы философ и мистик Морис Уайт (кстати, отсутствовавший в составе гастрольной группы) некогда положил в ее основание, скукожились в итоге в одну, но всепобеждающую. А именно в стихию веселой и беззаботной дискотеки, легко приноравливающейся под изменчивую моду, но при этом не забывая настойчиво апеллировать к своему действительно славному прошлому.