ЦИФРА НЕДЕЛИ: 616,5 млрд руб. Опасная скорость


Кредитование покупателей – не единственный быстро растущий потребительский рынок: стремительно увеличиваются продажи квартир, автомобилей или, к примеру, мобильных телефонов. Но если, заглядывая в ближайшее будущее, аналитики и участники рынка часто говорят, что рынок сотовых и легковушек близок к насыщению, а недвижимости нередко предрекают полномасштабный кризис, то прогнозы развития рынка потребительского кредитования поражают своей радужной окраской. “Русский стандарт” собирается в этом году увеличить кредитный портфель вдвое, другой лидер рынка, “Хоум Кредит энд Финанс Банк”, чей бизнес вырос в минувшем году в три раза, рассчитывает сохранить темпы роста. Аналитики не считают эти планы беспочвенными и обещают, что российские потребители займут в этом году вдвое больше, чем в прошлом.

Россияне полюбили жить взаймы. Объем выданных банками потребительских кредитов вырос в прошлом году более чем вдвое, схожими темпами растет ипотека. По данным Центробанка, в 2004 г. банки выдали населению потребкредитов на 616,5 млрд руб.

Если учесть, что прошлый год был отмечен серьезным банковским кризисом, двукратный рост потребительского кредитования выглядит блестящим показателем. Характерно, что из двух российских банков, сумевших в прошлом году вдвое увеличить свои активы, одним оказался “Русский стандарт”, специализирующийся именно на выдаче потребкредитов.

Для того чтобы оценить масштаб бума потребительского кредитования, не обязательно даже знакомиться с официальной статистикой ЦБ. Его можно заметить и невооруженным взглядом – достаточно, например, в любой предпраздничный день сравнить длину очередей в кассы любого сетевого магазина, торгующего электроникой, с очередями к столикам банковских клерков, оформляющих в том же магазине кредиты. По некоторым данным, с использованием кредитов сети по торговле аппаратурой продают до 40% своего товара. Можно обратить внимание и на количество рекламы кредитных предложений на уличных щитах и в прессе и вспомнить, насколько меньше ее было прошлой весной.

Несмотря на быстрый рост рынка потребкредитования, конкуренция на нем очень жесткая: банкиры “столбят” себе доли рынка на будущее. В результате на фоне снижения ставок и удлинения периодов, в которые клиент может пользоваться кредитом бесплатно, распространилась практика взимания комиссии за выдачу кредита: банкиры говорят, что некоторые виды кредитов становятся для них убыточными.

Открытым остается вопрос, чем этот стремительный рост может завершиться. В восточноевропейских странах, где бум потребительского кредитования длится уже три года, ситуация уже начинает вызывать беспокойство у национальных регуляторов. К примеру, Нацбанк Чехии уже не раз предупреждал банки, что в случае экономического кризиса заемщики могут оказаться неплатежеспособными, а местные эксперты сетуют, что банкиры настолько отчаянно борются за долю на рынке, что перестали учитывать, сколько их клиенты способны заплатить.