Льготы кончились


Потеря льготы и, соответственно, снижение на $50 млн (1%) доналоговой прибыли “ЛУКОЙЛа” – “заметный”, хотя и “не критичный” фактор для компании, полагает Нестеров. Впрочем, по мнению Сергея Суверова из Газпромбанка, потери будут компенсированы ростом цен на нефть.

По закону о калининградской ОЭЗ 1995 г. из региона можно беспошлинно экспортировать за границу любые товары, больше трети добавленной стоимости которых произведено в области. Льготой пользуется в основном “ЛУКОЙЛ”, говорит руководитель Центра анализа полюсов роста и свободных экономических зон Института экономики РАН Наталия Смородинская. Его “дочка” “Калининградморнефть” не платит экспортные пошлины за ежегодный вывоз около 650 000 т нефти с материковых месторождений региона, признает сотрудник компании. С апреля тариф составит $102,6/т. По оценке аналитика “Тройки Диалог“ Валерия Нестерова, в 2004 г. “ЛУКОЙЛ” мог сэкономить на экспорте около $36 млн, а в этом году – более $50 млн.

Новый закон об ОЭЗ в области, подготовленный Минэкономразвития, отменяет экспортные преференции. “Калининградморнефть” и так пользовалась льготой “на десятки миллионов долларов” при импорте оборудования и “оставлять им еще экспортные пошлины было бы просто кощунственно”, поясняет один из разработчиков проекта из Минэкономразвития. “Ни о каких освобождениях от экспортных пошлин, тем более с нефти, речи быть не должно”, – категоричен его коллега из Минфина. Льгота для одной компании “противоречит самой идее особых зон, которые создаются для стимулирования конкурентного производства”, защищает позицию чиновников Смородинская.

“ЛУКОЙЛ” перспектива платить дополнительные $50 млн в бюджет совсем не радует. Калининградские месторождения сильно выработаны и отмена льгот приведет к падению нерентабельной без них добычи, замечает представитель компании Геннадий Красовский. Хуже в итоге будет самому региону, утверждает он: придется уволить часть рабочих и поступления от “Калининградморнефти” в бюджет сократятся. В 2004 г. эта компания заплатила в региональную казну 1,2 млрд руб. (8,5% от всех поступлений). При этом часть сэкономленных на пошлинах денег “дочка” “ЛУКОЙЛа” отдавала калининградскому бюджету в виде налога на прибыль, напоминает топ-менеджер “Калининградморнефти”.

Инициативу Минэкономразвития удастся скорректировать в парламенте, рассчитывает сенатор от Калининградской области Николай Тулаев. “У области есть аргументы в пользу сохранения льготы, ведь в последние годы “ЛУКОЙЛ” вкладывал деньги в развитие региона: чего стоит только ввод платформы на шельфе и план поднять добычу в два раза”, – рассуждает он. Но в Госдуме полагают иначе. “Что такого “ЛУКОЙЛ” сделал в Калининграде, чтобы оставлять у себя сверхдоходы от добычи нефти, в отличие от всех остальных российских компаний?” – недоумевает председатель налогового подкомитета палаты Наталья Бурыкина. Комментарии чиновников региона в субботу и на выходных получить не удалось.