ОМК потратит $250 млн


Конкуренты намерены последовать примеру ОМК. “Такие планы есть у всех. Они просто будут первопроходцами”, – говорит менеджер одной из трубных компаний. Так, Группа ЧТПЗ размышляет над планами построить сталеплавильный завод мощностью 1 млн т в год. Инвестиции в этот проект составят около $200 млн, а срок окупаемости – 5–8 лет. Заместитель гендиректора ТМК Сергей Папин говорит, что и в его компании стремятся обеспечить независимость от металлургов. Сначала ТМК намерена модернизировать существующие сталелитейные мощности, а затем может принять решение о строительстве дополнительного литейно-прокатного производства.

Сегодня в Москве ОМК подпишет контракт с итальянской компанией Danieli на строительство металлургического завода на сумму около $250 млн. Его детали в обеих компаниях раскрыть отказались. Зато пресс-служба губернатора Нижегородской области объявила, что Danieli поставит оборудование, обеспечит шеф-надзор за монтажом и пусконаладочными работами и проведет обучение персонала литейно-прокатного комплекса. Мощность комплекса составит 1,2 млн т продукции в год. Он станет выпускать прокат для производства труб диаметром от 21 до 530 мм. Проект будет реализован в течение 30 месяцев, а общий объем инвестиций в него составит более $500 млн. Представитель ОМК подтвердил эту информацию.

Директор Фонда развития трубной промышленности Александр Дейнеко отмечает, что к строительству собственных сталелитейных мощностей трубников толкают высокие цены на сталь. Только за прошлый год стоимость металла взлетела на 50–70% до $540 за тонну горячекатаного и $630 за тонну холоднокатаного проката. “Как минимум 65% издержек трубников приходится на металл, – соглашается аналитик ОФГ Александр Пухаев. – А собственное производство – хороший способ частично обезопасить себя от высоких цен на продукцию меткомбинатов. Ведь до бесконечности перекладывать эти издержки на потребителей труб невозможно”.

Впрочем, Скотт Семет из МДМ-банка считает, что строительство сталелитейных мощностей – это большой риск для трубников. “Самый крупный потребитель труб – “Газпром” не хочет давать гарантий [закупок] трубникам”, – поясняет он. Из-за этой неопределенности проект может оказаться либо супервыгодным, либо суперубыточным”. “Инвестиции ОМК могут окупиться, если цены на сталь еще как минимум пять лет продержатся на уровне не ниже $400–450 за 1 т”, – говорит аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев. Если проект ОМК окажется успешным, остальные трубники активизируют свою работу в этом направлении, считает он.

Но металлурги не опасаются потери клиента, на которого приходится около четверти потребления проката в стране. Топ-менеджер крупного металлургического холдинга указывает, что, если цены на сталь упадут, трубники могут заморозить свои проекты. “К тому же все они планируют увеличивать производство, – указывает металлург. – Поэтому трубникам все равно придется докупать у нас часть металлопроката”. Пухаев из ОФГ соглашается, что для подобного спокойствия есть основания. Он уверен, что трубные компании никогда не пойдут на 100%-ное замещение продукции металлургов собственной. “Это слишком дорого. К тому же высокие цены на сталь будут держаться не всегда, да и производство проката не профильный бизнес для трубников, – указывает аналитик. – Поэтому смысла строить огромные комплексы действительно нет”.