СТРАНА И НЕФТЬ: Достояние революции


Открытие в Мексике в середине 1970-х гг. новых нефтегазовых месторождений вывело страну в разряд крупнейших нефтяных держав мира. Нефтяная промышленность превратилась в самый динамичный сектор экономики и важнейший источник валютных поступлений. С 1976 по 1981 г. в результате быстрого роста добычи и цен на нефть поступления от нефтяного экспорта увеличились с $6 млрд до $14 млрд, что составило 72% стоимости экспорта всех мексиканских товаров.

Нефть в Мексике всегда играла ведущую роль в экономике страны, оставаясь по сей день важнейшим фактором внутриполитической борьбы между сторонниками и противниками ее разгосударствления.

Национализация в 1938 г. иностранных нефтяных предприятий, в руках которых находилось более 90% добычи нефти в стране, привела к монополизации отрасли в руках государственной компании Petroleos Mexicanos (Pemex).

Национализация дала мощный толчок развитию нефтяной промышленности. За период 50–60-х гг. мощности нефтеперерабатывающих заводов выросли в четыре раза, что позволило полностью обеспечить страну нефтью и продукцией базовой нефтехимии.

Нефть стала главным стимулом развития не только государственного, но и частного сектора экономики благодаря регулированию тарифов на продукцию Pemex, которые с 1958 по 1982 г. оставались одними из самых низких в мире. Мексика приобрела славу благополучной страны с высоким уровнем доходов населения и со среднегодовым приростом ВВП свыше 8%.

Однако вскоре обнаружилась и обратная сторона медали нефтяного бума. Недостающие средства на осуществление амбициозных проектов, на содержание нерентабельных госпредприятий, на импорт оборудования, а также предметов роскоши поступали в страну в виде внешних кредитов, которые охотно предоставлялись Мексике под низкие проценты международными коммерческими банками.

С 1975 по 1982 г. внешний долг Мексики вырос с $15,4 млрд до $87,6 млрд, а ежегодные выплаты по его обслуживанию достигли $19,4 млрд. Начавшееся в 80-е гг. резкое падение мировых цен на энергоносители и повышение более чем в 2,5 раза процентных ставок моментально превратили Мексику в крупнейшего латиноамериканского должника, объявившего в августе 1982 г. дефолт.

Разразившийся долговой, а затем и структурный кризис мексиканской экономики заставил власти отказаться от опекунской практики госкапиталистической модели и прибегнуть к неолиберальным реформам, в основе которых лежала приватизация.

Из 1155 предприятий госсектора, существовавших в 1982 г., за первые 10 лет было продано 1057, причем многие из них перешли в собственность иностранных компаний. К концу столетия уровень госпредпринимательства сократился до минимума.

Приватизация не обошла стороной и нефтяную промышленность, затронув в первую очередь предприятия нефтепереработки. Из 58 видов продукции, производимой в 70-е гг. исключительно Pemex, в конце 90-х гг. оставалось лишь 8 видов.

В последние годы Pemex превратился в “дойную корову” федерального бюджета, забирающего свыше 90% доходов компании, что существенно сократило ее инвестиции на приобретение современных технологий. В результате резко, в несколько раз сократилось производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции. Это, в свою очередь, вызвало дефицит соответствующих товаров в стране и стремительный рост их импорта. В частности, Мексика превратилась в импортера высокооктанового бензина.

В то же время с приходом в 2000 г. к власти администрации президента Висенте Фокса усилилась эксплуатация существующих нефтяных месторождений. В 2003 г. она достигла небывалого за всю историю страны уровня – 3,4 млн баррелей в день. В результате доказанные запасы нефти за последние три года сократились на 42%, с 32,6 млрд до 18 млрд баррелей. При таких темпах данные запасы могут, по некоторым оценкам, полностью иссякнуть через 11 лет.

Все это дает основание сторонникам приватизации говорить о недееспособности государственной компании и настаивать на необходимости привлечения частного капитала ради ее спасения.

В ноябре прошлого года был объявлен проект под названием “Феникс”, призванный, по словам властей, “возродить из пепла” нефтехимическую отрасль. Этот проект предусматривает строительство новых предприятий по производству этилена, полиэтилена и полипропилена на базе привлечения Pemex капиталов частных мексиканских и иностранных компаний на общую сумму $2,7 млрд, что позволит, по мнению авторов проекта, не только сократить импорт этой продукции, но и экспортировать ее за рубеж.

В целях расширения нефтедобычи предлагается разрабатывать потенциальные месторождения на шельфе Мексиканского залива, которые предположительно могут увеличить сегодняшние достоверные запасы до 102 млрд баррелей, что поставит Мексику в один ряд с крупнейшими нефтяными странами.

Но поскольку этот проект требует огромных инвестиций, то на повестку дня вновь выдвигается необходимость привлечения частного капитала. Иностранные компании уже проявляют интерес к совместной с Pemex разведке и разработке новых месторождений. Однако если частное предпринимательство в области нефтепереработки и нефтехимии допускалось всегда, а список неприватизируемой продукции базовой переработки можно было сокращать до минимума, оспаривая перед законодателями стратегическое значение того или иного товара, то, чтобы допустить частный и тем более иностранный капитал в нефтедобычу, требуется изменить статьи Конституции, закрепляющие за этой отраслью наряду с ядерной энергетикой и разработкой радиоактивных материалов статус стратегической и не подлежащей приватизации.

Правящей партии “Национальное действие”, не располагающей парламентским большинством, потребуются невероятные усилия, чтобы преодолеть сопротивление не только оппозиции, но и широчайших слоев населения страны, в сознании которого национализированная нефть остается одним из главных завоеваний Мексиканской революции 1910–1917 гг.

Мексиканский опыт показывает, что как государственное, так и частное предпринимательство не является полной гарантией процветания. Успех зависит от политической воли правящих кругов и от рачительного либо расточительного отношения к данному природой богатству.