Россия заслонится от соседей ракетами


Еще в январе министр обороны России Сергей Иванов озадачил своего американского коллегу Доналда Рамсфелда сложным вопросом: как отреагируют США, если Россия выйдет из двустороннего договора 1987 г. о запрещении ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Статью об этом опубликовала вчера влиятельная британская газета Financial Times. По данным издания, разговор происходил в Вашингтоне и Рамсфелд против гипотетического отказа России от РСМД не возражал. Но в ходе дальнейших переговоров, пишет FT, российский МИД дезавуировал выступление Иванова. Минобороны и МИД вчера отказались от официальных комментариев.

Источник, близкий к руководству российского Минобороны, сообщил, что Иванов действительно интересовался мнением Рамсфелда о реакции США на возможный выход России из РСМД. Такой вопрос “звучал во время январского визита Иванова в Вашингтон”. Но “политическое решение” о выходе из РСМД не принято и неизвестно, когда будет принято, утверждает источник, – речь идет “о предварительном ознакомлении с мнением США”. Никаких разногласий по поводу договора у Минобороны и МИДа нет, заверяет он.

О возможном выходе России из РСМД Иванов впервые заговорил вообще в сентябре 2004 г. на встрече в Валдае с зарубежными экспертами, занимающимися российскими проблемами, говорит один из участников встречи. По словам эксперта вашингтонского Heritage Foundation Ариеля Коэна, неофициальная информация о таких предложениях России появилась пару недель назад в американской столице. Пентагон, как утверждают слухи, относится к предложению спокойно, говорит Коэн. Официальный представитель Пентагона Джо Карпентер подтвердил “Ведомостям”, что от России поступили предложения рассмотреть возможный выход из РСМД.

Эксперты сомневаются в том, что скорый выход из договора целесообразен для России. Эксперт американского Центра стратегических и международных исследований Роберт Айнхорн, который в администрации Билла Клинтона был помощником госсекретаря по вопросам нераспространения оружия, говорит, что “это будет очень печальным событием”. “[РСМД] – это единственное соглашение, запрещающее целый класс ракетного оружия”, – напоминает он. С ним согласен и директор Центра по изучению проблем разоружения при МФТИ Анатолий Дьяков. По его мнению, России хватит имеющихся систем оружия для сдерживания любого вероятного противника в ближайшие 10 лет, поэтому необходимости в создании “ракетного щита” нет. А военный эксперт Михаил Барабанов считает, что с военной точки зрения лушче было бы наращивать выпуск межконтинентальных ракет “Тополь-М”, которые сейчас производятся “мизерными темпами”.

Исторически уничтоженные по договору 1987 г. ракеты предназначались для ядерного сдерживания Европы и Китая, напоминает эксперт Центра оборонной информации Иван Сафранчук. Однако никаких санкций за выход из РСМД России ожидать не стоит, убежден Айнхорн. Для НАТО это не является угрозой, поясняет он. Дело в том, говорит Сафранчук, что ракеты средней дальности российские военные, скорее всего, предполагают использовать в неядерном оснащении для ударов по каким-нибудь “международным террористам” на юге.

Содержание ракет средней дальности, по мнению Барабанова, обойдется России гораздо дешевле, чем восстановление боеспособной авиации и больших сухопутных войск. При этом эти ракеты будут обладать определенной боевой устойчивостью, поскольку поиск и уничтожение пусковых ракетных установок в Ираке оказался непростой задачей даже для американской армии. Дьяков замечает, что техническая возможность возобновить разработку и производство таких ракет у России есть.