Налоги не нужны


В законопроекте предусматривается создание двух типов ОЭЗ: промышленно-производственных (на территории с площадью не более 10 кв. км) и технико-внедренческих (на территории с площадью не более 2 кв. км). Чтобы стать резидентом промышленно-производственной ОЭЗ, нужно будет инвестировать 10 млн евро, в том числе не менее 1 млн евро – в первый год работы. Для резидентов промышленно-производственных зон будет снято ограничение по переносу убытков на следующий период, будет введена ускоренная амортизация с коэффициентом 2, а также введена НИОКР. Для технико-внедренческих зон будет снижена максимальная ставка ЕСН до 14%. Резиденты ОЭЗ будут на пять лет освобождены от уплаты налогов на землю и недвижимость. На территории зон будет действовать режим свободной таможенной зоны.

Однако воодушевленный поддержкой коллег Греф решил не останавливаться на достигнутом. По его мнению, особых зон “маловато” для развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. “Мы пожадничали. Я бы предусмотрел для Сахалина и Камчатки, как в штате Нью-Йорк, 10–15 лет освобождения от уплаты всех налогов, – заявил Греф. – Лишь бы приходили инвестиции”. Экономическая ситуация в этих регионах не самая лучшая. Так, доходы бюджета Камчатской области в 2004 г. составили 12,9 млрд руб. Из них 4,4 млрд руб. приходятся на налоговые поступления, и ровно столько же бюджет получил в виде дотаций от федерального центра. А из 18,8 млрд руб. доходов бюджета Сахалинской области в 2004 г. на дотации из центра пришлось 3 млрд руб.

В Минфине смелости Грефа удивились. Источник в этом министерстве говорит, что о таких инициативах Грефа слышит впервые: в ходе обсуждения законопроекта об ОЭЗ “грандиозное освобождение” сибирских и дальневосточных территорий не обсуждалось. Чиновник опасается, что эта идея Грефа может обернуться превращением названных территорий в офшоры, “которые будут использоваться компаниями для налоговой оптимизации, а не для реального производства”, и напоминает, что борьбе с внутренними офшорами Минфин посвятил последние несколько лет. В 2002 г. было покончено с байконурскими льготами. В конце ноября 2003 г. Госдума приняла закон, отменяющий с 1 января 2004 г. “инвестиционные льготы” по налогу на прибыль, которые активно раздавали инвесторам Мордовия, Калмыкия и Чукотка. В прошлом году наиболее привлекательных льгот лишилась и магаданская особая экономическая зона: резиденты магаданской ОЭЗ не смогут получать льготы по уплате НДС и акцизов. Одновременно прошла борьба с компаниями, которые уже воспользовались действовавшими льготами. Так, фактическое разрушение “ЮКОСа” было следствием доначисленных ему $27 млрд налогов, которые он недоплатил, по мнению налоговой службы, используя внутренние офшоры.

Впрочем, научный руководитель ВШЭ Григорий Ясин полагает, что при желании государство может не допустить использования особых зон в качестве инструмента для оптимизации налогов для компаний по всей стране. “В мире есть множество территорий, где компании не платят никаких налогов, например Колон в Панаме, Дубай в ОАЭ, Багамский фри-порт, и никаких серьезных проблем с администрированием этих зон у властей нет, – констатирует партнер компании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. – Главное, чтобы освобождение от всех налогов давалось компаниям, которые производят товары или оказывают услуги именно на территории свободной зоны”. Тутыхин, правда, отмечает, что о десятилетних налоговых каникулах в Нью-Йорке ему ничего не известно.

Не все эксперты уверены, что подобные меры помогут привлечь в депрессивные регионы инвестиции. “Их недостаточно, чтобы компании и люди ринулись на Сахалин или Камчатку, – сомневается Ясин. – Условия там мало совместимы с нормальной жизнью, рынки отсутствуют, так же, как и нормальное сообщение с остальной Россией”. “Государство могло бы попробовать сделать такой эксперимент на одном депрессивном регионе, – осторожен главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. – В случае с Камчаткой и Сахалином можно рассчитывать на приток инвестиций из сопредельных стран”. Впрочем, Гавриленков оговаривается, что в этом случае остро встает политический вопрос: “готовы ли власти к массовому приходу на Дальний Восток инвесторов из того же Китая”.